Виктория КАЗАКОВА
Сможет ли франчайзинг стать двигателем реального сектора экономики? Все зависит от того, какую модель поведения мы выберем: учиться на ошибках других или на своих собственных.
Чему учит история?
В 60-70-х годах 20 века Соединенные Штаты Америки переживали примерно то, что переживаем сегодня мы – а именно - франчайзинговый бум. Всё бы хорошо, если бы на фоне повсеместного ажиотажа на свет не появилось большое количество лжефраншиз и некачественных франчайзинговых моделей, приобретение которых повлекло за собой череду банкротств не одного десятка предпринимателей-франчайзи.
Когда количество жалоб, поданных в суды обманутыми предпринимателями, буквально зашкалило, государство взяло вопрос регулирования франчайзинговой деятельности в свои руки и обязало франчайзеров не только подавать на регулярной основе информацию, подлежащую раскрытию, в госорганы, но и предоставлять будущему франчайзи данные по 21 позиции до заключения соглашения. Ситуация стабилизировалась. Интерес к франчайзингу сохранился, а количество банкротств существенно сократилось.
Российские реалии
Едва ли не главная проблема российского франчайзинга – это его закрытость. Франчайзеры неохотно раскрывают информацию, предпочитая оперировать такими показателями, как срок окупаемости, количество открытых и закрытых точек, региональный охват, размер паушального взноса и роялти (если имеется). Но всегда ли быстрое развитие идет рука об руку с качеством, а доступность франчайзинговой модели обеспечивает её прибыльность? Отнюдь.
«Стабильность франчайзинговой модели складывается из очень большого количества факторов, требующих комплексного и всестороннего анализа, – комментирует ситуацию Екатерина Сойак, член Совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, генеральный директор компании EMTG. – Среди них финансовая устойчивость и доходность, прозрачность компании и ее сети, соблюдение процедур добросовестности и безопасности в системе управления рисками, доля на рынке, региональное покрытие, качество оказываемых услуг, количество франчайзинговых предприятий, развиваемых одним франчайзи, соответствие заявленным срокам окупаемости и многое другое».
Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то проблема не столько в закрытости как таковой, а в том, что практика неразглашения объективной информации создает условия для развития недобросовестных франчайзеров и перехода на франчайзинговую модель бизнесов, которые к этому ещё не готовы.
Участники франчайзинговых отношений должны поддержать благоприятное отношение к этой сфере, как устойчивой модели ведения бизнеса. Так, чтобы не пришлось прибегать к жестким методам госрегулирования, которые в случае с Россией могут обернуться не во благо бизнесу. Но для этого инициативу должны проявить сами франчайзеры.
Инициатива в действии
В 2006 году компания EMTG учредила национальную премию в области франчайзинга GOLDEN BRAND. Идея была как раз в том, чтобы поощрить франчайзеров к открытости и сделать сферу франчайзинга более прозрачной и понятной для инвесторов. Для участия в премии компании должны были предоставить ряд данных, включая финансовые показатели, по итогам годовой деятельности.
«То, что работало на популяризацию высоких стандартов ведения бизнеса пять лет назад, сегодня уже кажется недостаточным, – говорит г-жа Сойак. – В этом году мы поменяли систему отбора победителей Премии. Чтобы попасть в число номинантов, компании должны подать заявку на участие в рейтинге. Лауреатами GOLDEN BRAND 2013 года в номинациях «Золотая франшиза» и «Франчайзер года» станут франчайзеры, занявшие две верхние строчки рейтинга. Но статус лауреата все-таки не главное. Я бы сказала, что победой для компании будет сам факт участия в рейтинге».
Не всеми любимый слоган «важна не победа, важно участие» в данном случае кажется вполне оправданным и уместным. Публичная демонстрация открытости прибавит франчайзеру дополнительных очков в свою пользу и обратит на себя внимание потенциальных франчайзи независимо от позиции в рейтинге.
Имеющиеся сегодня рейтинги франчайзеров грешат общим недостатком: в их основе лежат «идеальные» показатели, которые заявляет франчайзер. Некоторые ограничиваются данными из каталогов франшиз. Мы говорили о них выше. Рейтинг же компании EMTG обещает более детальный и всесторонний анализ. Его задача показать, в первую очередь, устойчивость франчайзинговой модели на рынке – главный, по сути, критерий качества любой франшизы.
Партнером рейтинга выступает компания «Мунерман и партнеры», которая на протяжении 10 лет занимается профессиональной оценкой бизнеса на основе современных методов анализа данных. Для составления рейтинга будет проанализировано большое количество данных, среди которых такие показатели, как размер бизнеса, выручка, доля компании на рынке, динамика развития, финансовая устойчивость, доходность бизнеса, качество услуг, удовлетворенность потребителей, имидж компании. Помимо показателей анкет соискателей, при рейтинговании будут также учитываться специализированные базы данных, агрегирующие информацию о компаниях, новости и сообщения центральной и региональной прессы, данные из социальных сетей.
Насколько российский франчайзинг готов открыться, мы узнаем 12 сентября. Именно в этот день в помещении театра ET Cetera пройдет 8-я церемония вручения национальной премии в области франчайзинга GOLDEN BRAND.