* * *
В отличие от птиц из нашего эпиграфа, какой же франчайзер или франчайзи не стремится успеть к успеху и преуспеть на рынке? Поэтому начнём с новостей от её величества Выставки Buybrand Expo и её спутника г-на Форума Делового – двух ключевых событий франчайзингового года, вплотную к нам придвинувшихся. Три ёмких сентябрьских дня: 21-23.
В начале недели организаторами выставки было объявлено, что управляющий директор консалтинговой компании GLOBALPAS Сергей Профатилов раскроет на форуме оригинальную методику повышения эффективности франчайзингового предприятия за счёт подбора и продуманного управления персоналом. В своём выступлении, которое так и называется «Особенности подбора сотрудников франчайзингового предприятия», он расскажет, как выстроить эффективную систему премирования, купировать зигзаги и мотивировать коллектив на прямолинейное поступательное движение к чётко обозначенным целям. Разговор также пойдёт о важности соблюдения деловой этики и технологий взаимодействия, ценности человеческого капитала. Как говорят немцы, порядок бьёт класс. То есть даже классные специалисты, не встроенные руководителем должным образом в систему, не имеющие чётких системных прав и обязанностей, проигрывают высокоорганизованной команде середнячков.
Уже сейчас можно назвать и некоторых других участников делового форума. Это руководитель департамента интеллектуальной собственности и практических технологий DLA Piper Rus Limited Майкл Мэллой, традиционно ведущий экспрессивные мастер-классы на Buybrand Expo.Он расскажет о критериях при выборе франшизы и даже покажет в лицах и ситуациях, чем следует руководствоваться и чего избегать. А руководитель отдела по охране интеллектуальной собственности Hogan Lovells CIS Наталья Гуляева заострит внимание на юридических аспектах франчайзинговых систем, на совсем недавних значительных изменениях в законодательстве, и что из них вытекает для партнёров по обе стороны лицензионного договора.
В рамках форума пройдёт круглый стол «Роль франчайзинга в формировании устойчивого экономического роста России». По мнению многих его будущих участников, франчайзинг способен и на такое, в чем лично я, честно сказать, очень сомневаюсь. Но, да здравствует плюрализм мнений! Во всяком случае будут подробно обрисованы перспективы рынка труда в малом и среднем бизнесе и актуальные франчайзинговые тренды. Пройдёт аудит брендов и станет ясно: кто к нам пришел в 2011-м, кого ждать и кто скорее всего проявит упорство и останется.
В первый же день работы Buybrand 2011 состоится награждение лауреатов Национальной премии Golden Brand в номинациях: «Золотая франшиза», «Франчайзер года», «Франчайзи года» и «Франчайзинг в лицах
* * *
Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы» в понедельник
Автор, ссылаясь на оценку маркетинговой компании NeoAnalytics, сообщает, что в настоящее время в России реально работают 400-500 франчайзеров (что, можно сказать, близко к правде) и 6700-7500 франчайзи (а эта цифра – на порядок занижена). По гораздо более детальным опросам и подсчётам компании E.M.T.G., занимающейся этой темой с 2003 года, в России действуют 603 франчайзинговые системы с 22014 франчайзи. «В кризис франчайзинговые системы оказались наиболее устойчивыми, большинство из них не только не свернулись, но и продемонстрировали рост», – отмечает гендиректор компании Екатерина Сойак.
Журнал справедливо пишет о том, что российский рынок франшиз далек от насыщения. Но для иллюстрации этого бесспорного тезиса приводятся слова Александра Майлера, президента «теневой» Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ): «Для сравнения, в США насчитывается около 3 тыс. франчайзеров. Я думаю, когда у нас будет такое же их количество, мы сможем говорить о том, что рынок насытился». Мне представляется, что сравнение экономически не слишком развитой России с исторической родиной и нынешним лидером франчайзинга – и далеко не только франчайзинга! – не уместно. Скажем прямо, Россия никогда не достигнет франчайзингового уровня США.
Далее рассказывается о том, что «внесение необходимых изменений в законодательство совпало с ростом интереса к франшизам в регионах. Здесь инициатива исходит прежде всего от крупных компаний. Эксперименты с продажей франшиз начала, например, X5 Retail Group… Развивать франчайзинговые проекты собираются сети фастфуда Wendy's и Papa John's». Хочу уточнить, что на самом деле X5 Retail Group – свои «франчайзинговые эксперименты» начала достаточно давно и даже участвовала в прошлогодней выставке Buybrand Expo с проектом, каcающимся бренда «Перекрёсток», а Валерий Тараканов, генеральный директор «Перекресток Экспресс» Валерий Тараканов – не новичок во франчайзинге и участвовал в деловом форуме выставки еще в 2009 году .
Но самое удивительное, что самым большим прорывом, по версии «Секрета Фирмы», «стала отмена государственной регистрации для договоров о коммерческой концессии». «Это должно способствовать развитию франчайзинга в России», – уверен Александр Майлер. На самом деле государственную регистрацию договоров коммерческой концесси никто не отменял, и франчайзингу в России придётся как-то развиваться и без «отмены крепостного права». Полную информацию о внесенных поправках легко найти на сайте Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которая, кстати, и явилась главным и единственным инициатором внесения изменений в часть вторую Гражданского Кодекса РФ.
Статья дезинформирует читателя и по отраслевому раскладу франшиз, но не буду на этом останавливаться. Скажу о другом. Александр Майлер очень сгустил краски и относительно положения дел в регионах. Журнал приводит его явно преувеличенные в пользу Москвы оценки: «Еще пять лет назад франшизы были известны практически только в Москве (!). В столице работали тогда 98% всех франшиз. И только 2% приходилось на регионы. Сейчас соотношение поменялось: 80% — столица, 20% — регионы». Франчайзеры стали появляться в Нижнем Новгороде, Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, других городах-миллионниках». Да они там давным-давно стали появляться. Там не то что пришлые франшизы, там собственные франчайзинговые системы выросли. Например, «Алендвик» из Перми, освоивший уже весь Урал и открывший представительство в Москве. Интересно, что это, пожалуй, единственный франчайзер общепита, предлагающий своими франшизами закрыть весь фуд-корт в торговом центре – то есть взять его полностью в аренду.
Журнал далее справедливо пишет, что развитию рынка франшиз в регионах помог кризис и приводит оценки, отвечающие сложившейся действительности. «Во время кризиса многие люди потеряли работу, они начали изучать возможность открыть собственный бизнес, – говорит Александр Майлер. – Но малое предпринимательство в нашей стране – вещь рискованная, поэтому многие стали изучать предложения о покупке франшиз». Покупка франшизы для начинающего предпринимателя имеет множество плюсов по сравнению с созданием новой компании. По статистике РАРФ, 85% частных предпринимателей разоряются в течение первых трех лет работы, и только 15% сохраняют свой бизнес. В случае с франшизой в первые три года закрывают свои проекты лишь 10% франчайзи. Самыми востребованными сегодня являются недорогие франшизы – до $50 тыс. В отраслевом распределении франшиз первое место устойчиво занимает торговля (45%), затем предприятия питания (22%), бытовое обслуживание (11%).
Александр Майлер прогнозирует, что в 2012 году рынок франчайзинга в России вырастет как минимум на 30%. По нынешним кризисным непредсказуемым временам – прогноз смелый, в духе нефтяных аналитиков, которые никогда не могут «угадать» цену барреля и весь год с умным видом корректируют собственные «заклинания». Хорошие, между прочим, деньги получают за свои объясниловки.
«Но говорить о серьезном рынке можно будет, когда количество франчайзинговых систем в нашей стране составит хотя бы две тысячи», - утверждает напоследок ветеран франчайзинговых отношений в нашей стране Александр Майлер. Я уважаю ветеранов и первопроходцев, но, пардон, две тысячи – огромная цифра даже для европейских экономических держав. А для России – это далёкое капиталистическое завтра, сродни светлому коммунистическому будущему, которое так и не наступило. А если и наступило – то в скандинавских странах и несколько ином виде.