Российский партнер «Плаза-Групп» утверждает, что пока не получил официального уведомления о расторжении договора франшизы.
Израильская сеть магазинов одежды Castro объявила о расторжении договора франшизы со своим российским партнером и о закрытии трех магазинов, которые в настоящий момент работают в России — в Москве в ТЦ «Мега — Белая дача», в Екатеринбурге на ул. Марата и в Волгограде на ул. Ленина. «С момента заключения договора 29 ноября 2009 года наш франчайзинговый партнер ни разу не заплатил по своим обязательствам. Поэтому наша компания решила, что договор франшизы должен быть расторгнуть немедленно», - говорится в официальном сообщении компании.
По словам Габриэля Роттера, совладельца и управляющего Castro Model Ltd., российский франчайзи задолжал компании около $1 млн. Этот долг будет покрыт за счет банковских гарантий партнера. Габриэль Роттер также подчеркнул, что уход Castro из России никак не скажется на финансовом положении и планах развития остальной сети Castro.
Сеть Castro вышла на российский рынок в 2004 году. Договор франчайзинга с компанией «Плаза-Групп» был заключен в ноябре 2009 году. Ранее (с 2004 по 2009гг) партнером Castro была компания Ars Group, которая помимо продаж одежды занималась недвижимостью и понесла значительные убытки во время кризиса, в результате чего израильский ритейлер не стал продлять договор франчайзинга.
В компании «Плаза-Групп» сообщили, что не получали от израильского партнера уведомления о расторжении договора франшизы. Ситуацию с задолженностью и планы дальнейшего развития в компании прокомментировать отказались.
Причиной задолженностей российских франчайзи перед Castro, вероятнее всего, являются плохие продажи, считает Ирина Староверова, представитель «Мэлон Фэшн Груп», развивающей в России по франчайзингу бренды Women'Secret и Springfield.
По мнению ведущего аналитика Esper Group Дарьи Ядерной, «Плаза Групп» оказалась не готова к жесткой конкурентной борьбе. «В 2010 году в России резко усилилась борьба в масс-маркете: главными конкурентами стали Uniqlo, Zara, H&M и ряд других. Ухудшение позиций ощутили даже такие сильные игроки, как Benetton и Gap», - пояснила она.
Также плохие продажи могут объясняться тем, что изральский ритейлер не согласовал с российским франчайзи вопросы маркетинговой политики. «Франчайзинг по сути предоставляет право продавать одежду под маркой, однако вопросы рекламного продвижения и финансирования оказываются часто неотрегулированными. Сегодня на рынке маркетинг решает всё, а просто закупка даже брендовой хорошей одежды не дает результатов», - подчеркнула Дарья Ядерная.
Однако как отметила Ирина Староверова, плохие продажи и недостаточная рекламная активность представляют собой замкнутый круг. «Чем больше ты продаешь, тем больше у тебя есть денег на рекламу твоей сети. Видимо, у представителя в России в какой-то момент не хватило финансовой подпитки, они начали проседать», - сказала она.
По мнению Дарьи Ядерной, расторжение договора франчайзинга маловероятно. Скорее, заявление израильского рителера является попыткой надавить на франчайзи и стимулировать его оплатить заложенность. «Это должно привести к переговорам и либо предоставлению рассрочек, либо пересмотру самих условий франчайзингового соглашения», - отметила она.
Ирина Староверова, напротив, считает что подобное заявление — это «громкий призыв обратить на себя внимание, чтобы найти нового партнера». Я не думаю, что они готовы уйти из России насовсем, уж очень привлекательный рынок на сегодняшний день», - заключила она.
Справка: Компания Сastro основана в 1950 году, является одним из старейших производителей модной одежды в Израиле. В настоящее время в состав сети входит 235 магазинов в Израиле, Германии, России, Казахстане, Швейцарии и Таиланде и др. Часть из них является собственностью компании, часть развивается по франчайзинг.