Ерлан ЖУРАБАЕВ
С февраля текущего года, обладая лишь 10% от требуемой суммы, можно стать франчайзи и сразу управлять собственным бизнесом с последующим растянутым на пять лет 100-процентным выкупом доли стратегического соинвестора. Речь идёт о единственном в России целевом финансовом продукте под франчайзинг, рассчитанном не на кредит, а на солидарное участие крупного финансового партнера в рисках стартапа с суммой инвестирования от 1 млн до 15 млн рублей. Правда, эта возможность распространяется пока лишь на очень небольшую группу франчайзинговых систем, отобранных фондом «Лайф Франчайзинг».
Об особенностях такого (нового) пути в партнёрский бизнес главный редактор портала BUYBRAND Inform Ерлан ЖУРАБАЕВ беседует с коммерческим директором фонда «Лайф Франчайзинг» Николаем АЛЕКСЕЕВЫМ. Фонд входит в финансовую группу «Лайф» (основной игрок и инициатор в ней – ОАО АКБ «Пробизнесбанк»).
- Как финансовая группа пришла к такой необычной партнёрской программе, заточенной под франчайзинг? Почему никто из финансовых институтов не последовал по вашему пути?
- Сама идея родилась у акционеров ФГ «Лайф» в 2011 году, и в настоящее время эта финансовая группа является ключевым акционером фонда «Лайф Франчайзинг». В середине 2012 года была сформирована команда проекта.
Реальная деятельность началась совсем недавно – с февраля 2013 года. Мы довольны тем, как идут дела, хотя прошло слишком мало времени для полноценных выводов. Одно ясно уже сейчас: в ближайшие годы будут появляться новые кредитные продукты под франчайзинг, но инвестиционных, с принятием рисков на проект, как у нас, не будет. Нас трудно скопировать, в том числе и наши методики гораздо более тщательного отбора партнёров, чем при кредитовании. Ведь будучи соинвестором да ещё с основной суммой, мы разделяем все риски. У нас, в отличие от кредиторов, если бизнес не пошёл, теряются вложенные деньги. Потому и франчайзинг выбран, как более надёжный способ ведения бизнеса, дефолтность по нему в разы меньше как у нас, так и заграницей. Прямых аналогов нашей программы в мире нет; есть, однако, фонды в Европе со схожими параметрами.
- Получается, что до начала 2013 года ФГ «Лайф», образованная ещё в 1993 году, не занималась франчайзинговыми отношениями. Удалось ли привлечь к работе фонда опытных людей из франчайзинговых или консалтинговых компаний?
- Нет, охоту на чужих менеджеров не разворачивали. Просто собрали своих людей из разных подразделений, из тех, кто был поближе к теме. Основная проблема всё же не в практике этого бизнеса, а в том, как донести суть принципиально нового для России финансового некредитного продукта, у которого нет таких привычных всем атрибутов, как срочность, возвратность, обеспечение.
- Сколько сейчас франчайзинговых систем аккредитовано для работы с Фондом, кто на подходе? Какие проблемы встречаются в его практике, и как выглядит конкретная бизнес-схема?
- В настоящее время мы работаем по следующим выверенным нами концепциям: «Перекресток-экспресс», «Копейка», «Спортландия», «Коламбия», «Папа Джонс», «Шоколадница», «Сабвей», «Кофетун» «Сушитун». Стараемся расширить список партнеров. В общей сложности в настоящее время у нас в портфеле уже есть порядка 30 проектов соинвестирования на разных стадиях реализации.
Конструкция такова: Фонд и физическое лицо, выбравшее себе франчайзера из числа аккредитованных, заключает договор купли-продажи акций учреждаемого под эту инициативу ЗАО. В нём фиксируется доля партнёра (не менее 10%). На этом этапе, бывает, возникают бюрократические трудности с регистрацией ЗАО в налоговой инспекции. Дело в том, что форма закрытого акционерного общества распространена в РФ гораздо меньше, чем, например, ООО, и чиновники иногда требуют большой массив документов и различной информации, заметно превышающий тот, что определен законом. Поскольку бюрократическая самодеятельность затягивают организационный период, мы настаиваем на своём и нормализуем запрос документов.
После того как предприятие приступает к работе, Фонд не занимается операционной деятельностью, её сразу ведёт исключительно наш партнер – физическое лицо. Фонд участвует в принятии решений по стратегическим вопросам и при необходимости является финансово-экономическим помощником, обеспечивает проект бухгалтерской, IT, аналитической, юридической поддержкой, что позволяет нашему партнеру заниматься только бизнесом, и не думать о вспомогательной инфраструктуре. Франчайзи, добиваясь коммерческих результатов, постепенно выкупает наши акции и становится 100-процентным собственником. Выкуп осуществляется только из свободных денежных средств проекта, мы предпочитаем дать партнерам время развиться, а не топить его выплатами, как зачастую происходит при обычном кредитовании. Рекомендуем соинвестору ежемесячный платёж в процентах от выручки.
- Хотелось бы поподробнее узнать, как происходит изучение франчайзинговых систем для включения их «в орбиту» Фонда?
- Поскольку Фонд как соинвестор, в отличие от кредитора, разделяет все риски, причем по основной инвестиционной сумме, отбор партнеров идет особенно тщательно. Он включает в себя изучение франчайзинговой практики потенциального партнера, его финансовой отчетности, отчетности конкретных точек, итогов различных открытых исследований (например, РБК), различных рейтингов. Рейтинги для нас – лишь вспомогательный инструмент. В этой области пока не устоялась общепризнанная комплексная оценка концепций. Мы всегда выезжаем, что называется, на места – в холдинг правообладателя, на его корпоративные точки и к действующим франчайзи. С выбранным франчайзером заключается соглашение о конфиденциальности – он должен полностью открыться для проверки, коли уверен в своих силах. Кстати, в процессе отбора, выясняется, что некоторые франчайзинговые системы предпочитают не полностью показывать расходную часть, поскольку в таком случае их деятельность не выглядит столь доходной. Мы выбираем только тех партнёров, которые полностью транспарентны и работают «в белую», иначе Фонд может понести неоправданные убытки. ФГ «Лайф» в свою очередь транспарентна перед международными рейтинговыми агентствами. Например, Moody’s присвоил нам рейтинг B2.
Применяется также методика стресс-тестов – в предлагаемую модель бизнеса вводятся экстремальные условия. Что будет при заметных колебаниях валютного курса, росте арендных ставок? Выдержит ли система такую перегрузку? У многих франчайзеров существуют ярко выраженные сезонные всплески и падения спроса. Что будет, если спрос не дотянет до средних величин сезонов? Смотрим, как развиваются стартапы в зависимости от открытия в начале, середине, конце сезона.
Пойдём далее. Размер компании имеет достаточное значение для её устойчивости, также как и продолжительность работы на рынке. Новые, так сказать, франчайзеры для нас преждевременны – для адекватной оценки нужно, чтобы накопился определённый период деятельности. Ясно также, что при прочих равных условиях система с большим числом партнёрских точек предпочтительнее. С другой стороны, уже развитая в количественном отношении сеть может не иметь достаточного интереса к совместной деятельности.
При определении жизнеспособности системы важно понять выявлены ли в ней и стандартизированы драйверы успеха. Например, какой-нибудь фастфуд может прийти к выводу, что главное заключается в качестве блюд и лишь потом качество персонала, то есть сервиса. Соответственно ставка во всей сети делается на продукции, и это срабатывает. И это тиражируется у франчайзи.
Конечно же, достойный франчайзер должен практиковать не только предстартовое, но и последующее обучение франчайзи. Между ними, а также и управляющими собственными точками должны возникать горизонтальные связи.
Учитывается, насколько сильна конкуренция в отрасли, в которой работает франшиза, есть ли в ней место для новичков. Важно, чтобы бренд как зонтиком накрывал точки и выстраивал общефедеральную стратегию. Так, чтобы присутствие и дальнейшее продвижение бренда наблюдалось на всём российском рынке.
- Какие причины побудили участвовать в выставке BUYBRAND 2013? Участвовали ли раньше? Что ждете от выставки?
- Мы участвовали стендом в прошлогодней выставке, когда только готовили старт своей программы и ещё не приступили к практической деятельности. Мы убедились, что BUYBRAND Expo – эффективный инструмент для продвижения партнёрского бизнеса. Поэтому в этом году не только купили площадь под стенд, но и приобрели спонсорский пакет, который позволит более комплексно популяризировать программу соинвестирования во франчайзинг.
Рассчитываем, что в этом году найдём на выставке реальных партнёров, плюс новых правообладателей для нашего делового портфеля франшиз, заведём полезные деловые контакты во франчайзинговом сообществе. От фонда «Лайф Франчайзинг» будет спикер на деловой программе в разделе финансирование стартапов. По выставке и деловому форуму в целом хотим отследить динамику этого рынка и повысить на нём узнаваемость собственного бренда.