Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Заплатили за Stories: истории франчайзи закрывшейся сети кофеен

Закрытие сети кофеен Stories в Санкт-Петербурге, о котором стало известно осенью 2019 года, оставило у партнеров бренда в регионах больше вопросов, чем у экспертов. Пока специалисты рассуждают о высокой конкуренции на кофейном рынке Северной столицы и говорят о недостаточной проработке концепции, франчайзи Stories из других городов не могут связаться с основателем сети и франшизы Иваном Квасовым.

Как утверждает «РБК Петербург», по телефону заведения на сайте сети им сказали, что кофейни Stories в других городах закрыты. Однако, как выяснил Buybrand.ru, это не совсем так: под вывеской бренда продолжает работать как минимум одна кофейня в Екатеринбурге. Договоренности о работе по франшизе также были у франчайзи в Красноярске, Надыме, Волгограде и Иваново.

Корреспондент Buybrand.ru пообщался с несколькими из них и узнал, что к «ресторатору и эксперту в сфере HoReCa» Ивану Квасову у них есть серьезные претензии.

Заплатили только за вывеску и бренд-бук?

Алена с супругом открывали кофейню по франшизе Stories в Екатеринбурге с нуля, не имея аналогичного опыта, хотя у нее был опыт в продажах, а у него – в общепите.

«Это было сочно-ярко, такой легкий стартап, девять точек по Питеру, вроде серьезные ребята. По переговорам всё было понятно, всё нам рассказывали чётко и дали нам понять, что это будет 100%-ая поддержка. Кофейни яркие, «Инстаграм» прекрасно ведется, - рассказывает совладелица франшизы. - Нам говорили, что у нас будет всё то же самое, нас поддержат. В итоге ничего этого не было».

storytelling.jpg

Квасов и партнеры в Екатеринбурге заключили договор коммерческой концессии 2 апреля 2019 года, кофейня была открыта в середине июня. Как утверждает Алена, странности в работе с франчайзером появились практически сразу.

«Прислали бренд-бук и навигацию с содержимым, как и что примерно делать – где открыть ИП и так далее, - говорит она. - По договору они предоставили комплекс прав, товарный знак, бренд-бук скинули, бизнес-бук. А вот вести нас как партнера, консультировать, развивать, направлять, анализировать прибыль/убытки, объяснять, как удерживать аудиторию, помогать организовывать мероприятия, вести «Инстаграм», обучать персонал онлайн – это всё было на словах и вне договора».

Как рассказывает Алена, предоставленный бизнес-план не был адаптирован под их локацию в Екатеринбурге. По ее словам, они с мужем просили переделать готовый макет для различных акций в Красноярске под Екатеринбург, но им отказали, сославшись на издержки и непростую ситуацию в компании. «В плане маркетинга, они что-то в итоге перекинули из своих заготовок, но конкретно под нашу локацию нас ничем не обеспечили», - сообщила Buybrand.ru Алена.

Вопросы возникли и по поводу поставок – цены предложенных поставщиков были выше, чем у других, на 15-30 рублей по каждой из 30 позиций. Когда партнеры обратились к франчайзеру по этому поводу, тот сослался на действия куратора проекта и сообщил, что с этой сотрудницей они уже расстались.

С обучением тоже ничего не вышло, рассказывает Алена. Они с мужем за свой счет приехали к Ивану Квасову в Санкт-Петербург на Аптекарскую набережную. По выражению предпринимательницы, Квасов «уделил им минутку» и предложил погулять по городу, обещав, что его супруга посвятит их во все нюансы на следующий день. Но затем Квасов перестал отвечать на звонки – супруги улетели в Екатеринбург ни с чем. Кроме того, им так и не прислали обещанные сертификаты об обучении на бариста, говорит Алена.

Главной странностью, по словам Алёны, было то, что франчайзер не позволил партнеру самостоятельно работать в системе автоматизации iiko. А когда Алена предложила вывести их из этой системы, чтобы они платили и работали в ней самостоятельно, Иван Квасов с легкостью согласился их отпустить.

По словам Алены, вместе с паушальным взносом они потратили на открытие кофейни в Екатеринбурге порядка 4 миллионов рублей. Это почти совпало с предварительными расчетами франчайзера.

В августе, когда точка в Екатеринбурге работала только второй месяц, Квасов неожиданно объявил партнерам через группу в WhatsApp, что уходит в отпуск на месяц. Он предложил франчайзи собирать накопившиеся вопросы и передавать их ему раз в неделю, говорит Алена. А затем она узнала от франчайзи из другого города, что 9 августа Квасов ликвидировал ИП. Впоследствии предприниматель перестал отвечать партнерам по телефону.

Как говорит Алена, Квасов успел продать франшизы как минимум в четыре города – Красноярск, Иваново, Волгоград и Надым. В общей сложности франчайзер получил от франчайзи 1,7 миллиона рублей, подсчитала Алена.

«Все, конечно, в панике. Заплатили большие деньги, и никто ничего не получил, кроме бренд-бука и имени», - пожаловалась франчайзи из Екатеринбурга.

Кто такой Иван Квасов?

kvasov.jpg

Основатель кофеен Stories позиционирует себя как ресторатор и эксперт в сфере HoReCa. В автобиографии на сайте Квасова указано, что он прошел карьерный путь «от повара до шеф-повара, от официанта до управляющего». Там же говорится, что у Квасова 18-летний опыт в сфере общественного питания. Утверждается, что предприниматель открыл бар в Индии, а в Санкт-Петербурге основал бар-клуб «Friends Only Bar», проект «ПЛОЩАДКА» в Яхт клубе и гастрономическое кафе True Truff.

Квасов также предлагает онлайн-курс по открытию своего заведения для начинающих предпринимателей. В январе 2019 года Квасов выпустил колонку на сайте Forbes, а также объяснял посетителям популярного интернет-издания о бизнесе VC.RU, как найти инвестора под ресторанную франшизу.

Примечательно, что раздел «Контакты» на сайте ivankvasov.ru пустует. Профили бизнесмена во «ВКонтакте» и Instagram закрыты от посторонних глаз.

По информации портала «За честный бизнес», Иван Квасов зарегистрировался как индивидуальный предприниматель в июне 2018 года, сейчас статус этого ИП - «деятельность прекращена». Квасов является учредителем ООО «СТОРИС», ООО «КОНСАЛДИНГ ОБЩЕПИТ» и ООО «СТОРИС ПАРТНЕР»  - последнее находится в стадии ликвидации.

«Рассказывали очень красиво и правдоподобно»

Марина из Волгограда тоже собиралась работать по франшизе Stories, однако, по ее словам, вовремя насторожилась и оборвала сотрудничество.

Открытие кофейни именно по франшизе, по замыслу Марины, должно было упростить и отчасти автоматизировать как процесс открытия, так и работы. Увидев пост о франшизе Stories, она решила, что это подходящий вариант.

«Созвонилась с ними, всё очень красиво они рассказывали, и достаточно правдоподобно. Но потом, когда заключали договор, было очень много вопросов по нему», - рассказала она корреспонденту Buybrand.ru. В итоге предпринимательница вместе со своим юристом скорректировали договор. Франчайзер Stories с поправками согласился.

КСТАТИ. В данном случае речь шла не о договоре коммерческой концессии, а о комплексном лицензионном договоре о предоставлении исключительной лицензии.

Марина не встречалась с Иваном Квасовым лично: договор она подписала, получив документы по почте и отправив их обратно. Она заплатила франчайзеру паушальный взнос в размере 500 тысяч рублей.

Тем не менее, до открытия под вывеской Stories в Волгограде дело не дошло: и к команде Квасова у Марины возникли претензии. Управляющая компания франчайзера в идеале должна предлагать партнерам лучший продукт на рынке по самой низкой стоимости. Stories же, как утверждает Марина, предложил ей оборудование по завышенным ценам.

«Они предлагали купить у них кофе-принтер за 145 тысяч рублей. По факту напрямую у их же компании я купила его за 112 тысяч, по-моему, - вспоминает Марина. - Я обратила на это внимание, когда они предложили бумажные стаканчики с их логотипом. Они продавали их по 8 с лишним рублей. Но при больших объемах их можно вообще по 3 рубля брать! Потом уже я себе покупала по 4 рубля».

Марина рассказывает, что уже в конце марта поставила вопрос о разрыве отношений. Франчайзер совещался неделю, а потом уговорил франчайзи остаться. Но за месяц ничего не изменилось, и в апреле из Волгограда в Санкт-Петербург ушло официальное уведомление о прекращении совместной деятельности с просьбой расторгнуть договор. Заказное письмо «Почтой России» франчайзер не принял, отмечает Марина. Однако уведомление она отправила и по электронной почте.

«Не могу сказать, что работаем по франшизе»

У Stories есть и другие партнеры по франшизе в регионах. В их числе предпринимательница Наталья из Иваново. Она является учредителем кофейни, открывшейся в сентябре. Заведение должно было работать под именем Stories, но к моменту открытия точки сеть закрылась. «Не успели сделать вывеску, и слава Богу», - говорит она. Заведение сейчас работает под другим названием.

Как рассказывает Наталья, договор с ИП Квасова она заключила в феврале 2019 года в качестве физлица. В августе она встретилась с Квасовым в Санкт-Петербурге и он лично передал ей договор, переоформленный на ее ООО. «И ни слова не сказал о том, что закрыл ИП», - отметила собеседница Buybrand.ru. Впрочем, новый договор был подписан от 1 июля, когда ИП еще действовало.

О закрытии петербургских кофеен Stories Наталье сообщила Алена из Екатеринбурга. От Квасова не было никакого уведомления, подчеркнула она.

«Не могу сказать, что мы работаем по франшизе», - продолжает Наталья. По ее словам, поиск поставщиков франчайзер полностью переложил на партнера и договоры со всеми контрагентами она заключала сама, от юридического лица. 

Тот факт, что точка площадью 4 кв. метра открылась лишь спустя полгода, в сентябре, Наталья объяснила длительным процессом согласования с франчайзером. Сначала затянулся поиск помещения, с которым франчайзер обещал помочь. Работа свелась к тому, что Наталья отправляла фотографии команде Stories, а ей отвечали, подходящее место или нет – причем без объяснений, почему. «Потом месяца на 2,5 затянулся дизайн четырех квадратных метров – то майские каникулы, то кураторы менялись», - рассказала она. 

Как объяснила Наталья, с франчайзером они заключили не договор коммерческой концессии, а лицензионное соглашение на эксклюзивное право использования имени Stories на три года. К слову, точно выяснить, какие именно договоры заключили с Квасовым другие партнеры, Buybrand.ru пока не удалось.

«Поговорив со всеми, я пришла к выводу, что мне, видимо, просто повезло. У меня получилась самая последняя точка Stories, и мне были какие-то поблажки», - полагает Наталья.

С обучением ей тоже повезло – во всяком случае, больше, чем Алене. Наталья говорит, что обучением бариста в ее случае занимался лично Квасов. В целом 2/3 обязательств франчайзера, по ее оценке, в конечном счете были выполнены.

Кто еще купил франшизу

Партнер Stories из Надыма купил сразу две франшизы. Договор был заключен в ноябре 2018 года, кофейня открылась только в апреле. Как утверждает Алена, франчайзи в Надыме потребовал вернуть средства за покупку второй франшизы, но ему отказали: якобы деньги вернуть невозможно.

Еще одна кофейня работает в Красноярске. Прояснить ее судьбу редакции Buybrand.ru не удалось.

Что дальше?

Иван Квасов не ответил на звонки корреспондента Buybrand.ru в пятницу, 18 октября.

Франчайзи из Екатеринбурга говорит, что и она, и другие партнеры уже некоторое время не могут связаться с ним. «Он не недоступен, просто гудки, и он не перезванивает. Писать ему в WhatsApp как-то не хочется уже», - рассказывает Алена.

Владельцы кофейни Stories в Екатеринбурге пока продолжают развивать ее под прежней вывеской.

Алена говорит, что перспективы взыскать что-либо с Ивана Квасова туманны. Попытка вернуть паушальный взнос через суд обойдётся не менее чем в 200 тысяч, а гарантии, что результат будет, нет.

«Никто не знает, что на его юрлице есть. Может, на него ничего не оформлено. Квасов – такой человек, который явно подстраховался», - предполагает Алена.

Юристы посоветовали ей заниматься регистрацией своего товарного знака, снимать вывеску: «У нас только такая перспектива – вкладывать деньги и делать своё имя».

Несостоявшийся бизнес-партнер Stories в Волгограде говорит, что они с юристом попробуют частично вернуть стоимость паушального взноса через суд. Позже юрист, представляющая интересы Марины, пояснила: иск подан в суд по месту жительства Ивана Квасова, дата заседания пока не назначена.

«Я мало на что рассчитываю, - признается Марина. - Даже мой опытный юрист считает, что шансы небольшие. В силу того, например, что у них [стороны франчайзера.- Ред.] ничего нет. Даже если мы по суду получим положительное решение, получить с Квасова ничего не сможем: он всё ликвидировал ещё в августе».

Марина в итоге открыла кофейню – но сама и под своей вывеской. Как и кофейня в Екатеринбурге, заведение работает с середины июня.

Наталья, у которой кофейня фактически не работает по договору с ИП Квасова, планирует этот договор расторгать. Пока юристы посоветовали ей убрать отовсюду упоминание о Stories. Вопрос о возмещении затрат на паушальный взнос (300 тысяч рублей) Наталья пока не поднимала.

Франшизы