Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

«Франчайзи» белорусской сети кофеен остались без франшизы

Франчайзер объяснил, как так получилось

Сразу несколько партнеров белорусской сети мобильных кофеен Utro обвинили компанию в недостаточной поддержке и в том, что их ввели в заблуждение относительно франшизы. Основатели сети отвергают все претензии.

coffeebreak.jpg

О конфликте сети кофе-точек Utro с партнерами пишет издание Onliner.by, журналисты которого поговорили с недовольными предпринимателями. Двое бизнесменов рассказали, что были уверены, что покупали именно франшизу Utro. Так и позиционировал себя проект: рекламные заметки о франшизе публиковали крупнейшие онлайн-порталы Белоруссии, информация была размещена на сайте ассоциации «Белфранчайзинг».

Тем не менее, подписывались не договоры франчайзинга, а договоры оказания возмездных услуг. Предприниматель Дмитрий думал, что это часть франшизы, как и поставка киоска-стакана. Однако за киоск ему в итоге пришлось платить самому. Как утверждает Дмитрий, представители «франшизы» якобы пообещали ему место в одном из торговых центров Минска, ссылаясь на договоренности. На деле с этим возникли проблемы. Он также не понял, что именно входило в паушальный взнос.

СПРАВКА. Франчайзинг в классическом понимании - бизнес-модель, по которой франчайзер передает интеллектуальные права, позволяя партнеру работать под его товарным знаком и по его технологиям. Как правило, паушальный взнос подразумевает плату за право использовать бренд и ноу-хау, а также за поддержку, которую оказывает франчайзер.

Предпринимательнице Ирине тоже пообещали, что она получит франшизу - и она подписала договор об оказании услуг. После подписания у нее сразу возникли вопросы, поскольку уже после проставления печати в документе помимо списка услуг появился ещё и акт выполненных работ.

Еще один бизнесмен, Сергей, рассказал, что заключил именно договор франчайзинга, поверив, что ему помогут найти место для кофе-киоска. Однако в итоге поиски растянулись на год, да и в целом, по словам Сергея, франчайзер не оказал ожидаемой поддержки.

Некоторые недовольные предприниматели требовали от владельцев Utro вернуть деньги, но не преуспели. Трое из них обратились в милицию, в процессе обнаружились ещё трое «товарищей по несчастью».

«Взрослые люди не понимали, что подписывают?»

Как выяснилось, в милицию явились и основатели сети Utro Максим Никифоров и Артем Петров. Получив их разъяснения, сотрудники органов охраны правопорядка не нашли признаков уголовного преступления.

Никифоров и Петров признают, что с 2016 года продавали именно франшизу. Заключив 10-15 таких договоров, они решили сменить бизнес-модель и постарались убрать все упоминания о франшизе. Предприниматели утверждают, что договор франчайзинга слишком сложный и объемный, да ещё к тому же содержит требования к франчайзи. Партнеры либо сразу отказывались подписывать кипу листов, либо впоследствии нарушали условия договора, не разобравшись в том, что такое франчайзинг.

КСТАТИ. Чтобы не ошибиться в выборе франшизы, эксперты советуют начинающим предпринимателям искать всевозможную информацию о франчайзере и его предложении, вплоть до истории судебных разбирательств. Также следует связаться с действующими франчайзи бренда и расспросить их. Добросовестный франчайзер сам предоставит контакты, но найти его партнеров можно и самостоятельно.

«Потом мы посовещались с юристами, и они предложили нам обычную форму договора оказания услуг. Разница в том, что во франчайзинге обязательства несут две стороны: мы и они, в большей степени даже они, а в договоре услуг — только мы», - объясняют основатели Utro. По словам Никифорова и Петрова, они сразу предупреждают желающих купить франшизу, что теперь занимаются только консалтингом. Консультации длятся только до момента открытия, а потом партнер вправе выбирать, готов ли он платить за дальнейшие консультации или хочет работать самостоятельно.

По мнению основателей Utro, их партнеры виноваты сами – они видели, что подписывают. «Как можно было не понимать? Взрослые, вменяемые люди читали текст договора, ставили подписи и не понимали, что они подписывают?» - удивляется один из них.

В этой истории остаются противоречия. Например, недовольные белорусы утверждают, что их просили платить наличными, а Никифоров и Петров уверяют, что все платежи проходили только по «безналу». Они же говорят, что их готовность помогать в поисках локации и общении с арендодателем партнеры ошибочно приняли за гарантию.

Из публикации следует, что решившие открыть точку Utro белорусы поверили в успешность и востребованность бизнес-модели «кофе навынос». Однако в процессе стало понятно, что найти подходящее место очень сложно: кофейни to-go уже давно не новинка в белорусской индустрии общественного питания. «Ребята вроде бы и не кидают, но ведь по факту сейчас в Минске это уже бесполезный бизнес и лезть туда не стоит», - говорит Дмитрий.

СПРАВКА. Сеть кофе-точек Utro представлена преимущественно в Минске. Информации о расположении кофеен на сайте нет, однако с помощью сервиса «Яндекс.Карты» их можно обнаружить в Бобруйске, Гомеле и Могилёве. По одной точке Utro можно найти в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Франшизы