"Я недавно побывала в Тюмени, где мы проводили конференции по заказу Российской ассоциации франчайзинга,— рассказывает генеральный директор компании "Франкон" Нина Семина.— И была приятно удивлена: налицо возросшая активность со стороны инвесторов, а также огромное желание франчайзеров выходить в регионы". <br />
Рынок франчайзинговых проектов, похоже, окончательно вышел из кризиса. Этой весной заметно активизировались как продавцы франшиз, так и потенциальные инвесторы. Выбирать есть из чего, к тому же в Госдуме обсуждают изменения в законы, облегчающие жизнь обеим сторонам.
"Я недавно побывала в Тюмени, где мы проводили конференции по заказу Российской ассоциации франчайзинга,— рассказывает генеральный директор компании "Франкон" Нина Семина.— И была приятно удивлена: налицо возросшая активность со стороны инвесторов, а также огромное желание франчайзеров выходить в регионы".
Еще год-два назад ситуация была не столь радужной. Некоторые потенциальные франчайзи приостанавливали подписание почти готовых контрактов, так как не представляли, что будет происходить в стране и как кризис повлияет на бизнес франчайзера. Многие, в частности, опасались срыва поставок. Есть примеры, когда владельцы закрывали франчайзинговые магазины. Правда, позже они покупали другую франшизу — несмотря на кризис, такая форма ведения бизнеса очень привлекательна для предпринимателей.
"Франчайзинг, то есть покупка уже обкатанного проекта, со всеми технологиями,— очень надежный бизнес по сравнению с обычным малым предпринимательством",— говорит председатель совета директоров Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) Александр Майлер. По западной статистике, "выживаемость" обычного малого бизнеса — 15%, тогда как у франчайзинговых проектов этот показатель приближается к 90%. Российская статистика, по словам Майлера, мало чем отличается от мировой.
Самый активный интерес к франшизам проявляют жители городов-миллионников (Екатеринбург, Новосибирск и др.) — местные предприниматели охотнее остальных реагируют на появление новых проектов и форматов. Кроме того, франшизы пользуются спросом у инвесторов в городах "до миллиона" (Тюмень, Иваново, Тольятти, Воронеж, Краснодар). Самый большой подъем, по словам Нины Семиной, заметен в Сочи — здесь наконец-то стали строить современные торговые центры, и это подтолкнуло бизнесменов к активным действиям. Например, в прошлом году в Сочи открылось первое заведение сети "Ростик'c-KFC".
Как и до кризиса, потенциальные франчайзи обращают больше внимания на бизнесы, требующие не очень серьезных вложений — до $30-50 тыс. Конечно, можно найти проекты с меньшими инвестициями, но они генерируют не слишком высокий доход.
Подсчитать точное количество франшиз, предлагаемых на российском рынке, никто не берется. По грубым прикидкам, их около 400-500, говорит Александр Майлер. По-прежнему наиболее востребованы проекты в сфере розничной торговли (в первую очередь одежда и продукты), общественного питания (чаще всего фастфуд, который легче тиражировать), сервиса (медицинские и ИТ-услуги, обучение и др.). Относительно свежее направление — b2b-проекты, например клининг, заправка картриджей и т. д. Как правило, во всех случаях речь идет о товарах или услугах массового спроса, в сегменте среднем или ниже среднего.
Неплохо распродаются и западные франшизы. По данным Нины Семиной, 36% предлагаемых на нашем рынке франшиз — зарубежные. Впрочем, по словам Майлера, удельный вес западных компаний уменьшается, потому что растет число привлекательных российских проектов. Кроме того, многие зарубежные бизнесмены боятся выходить в Россию. Хотя есть и исключения. Так, в России скоро откроются магазины одного из самых известных мировых производителей белья Victoria's Secret. Права на развитие марки получила компания "Монэкс трейдинг" (франчайзи сетей The Body Shop, Mothercare, Next, и др.).
Конечно, российский инвестор, покупающий франшизу, рискует своими деньгами. Но если бизнес франчайзера успешен, существует давно и обе стороны трезво оценивают перспективы открытия новой точки, то опасность потерять деньги невелика. У владельца франшизы свои риски. "Для франчайзера страшны два момента. Во-первых, неуспешные франчайзи. Они портят статистику, а главное, способствуют размыванию брэнда,— рассуждает Нина Семина.— Второй бич — успешные франчайзи. Они могут выйти из бизнеса, узнав все технологии и секреты. Менее всего защищены франчайзеры из сферы услуг и общественного питания. А поскольку наше законодательство несовершенно, то перспективы судебных разбирательств не всегда понятны".
Впрочем, государство уже взялось за франчайзинг. В конце прошлого года Госдума одобрила в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса РФ". В частности, предполагается упростить порядок регистрации договоров коммерческой концессии — по ним работают франчайзинговые компании. Это сделает франчайзинг более популярным у предпринимателей. Кроме того, владелец марки сможет устанавливать цену, по которой франчайзи будет реализовывать товары и услуги, а также территорию, где тот будет работать. Наконец, поправки должны узаконить запрет на продажу продукции конкурирующих фирм, чем иногда грешат некоторые партнеры.
Наталья Белякова, «Коммерсантъ»