Образовательный сектор стал оказался в числе наиболее пострадавших от коронавируса – все заведения были временно закрыты, некоторым пришлось прекратить работу навсегда. Руководитель отдела развития «Чемпионики» Андрей Кравченко рассказал, как шли дела у крупнейшей в стране сети спортивных и танцевальных школ во время пандемии, какие новые продукты помогли продержаться на плаву и как COVID-19 повлиял на спрос в сегменте.
Buybrand.ru: Были ли у вас окончательные закрытия?
Андрей Кравченко: Да, были. Во время пандемии у нас закрывались точки. Однако динамика их закрытия не имела каких-то скачков. В среднем на отрезке ограничений закрывались по 2 точки в месяц. Это штатная цифра. Точки закрываются при оптимизации бизнеса или для их переноса в более перспективные локации.
BB: С какими основными трудностями столкнулись ваши франчайзи из-за коронавируса? Как вы их поддерживали?
А.К.: Главной трудностью стало ограничение на ведение бизнеса нашими партнерами в привычном для всех формате – c офлайн-занятиями: в спортивных залах, студиях, классах. Чтобы помочь сети преодолеть этот сложный период, мы оперативно разработали для всех направлений – футбол, танцы и программирование – формат занятий в онлайн. Подобрали оптимальный софт, обучили его использованию, скорректировали план занятий, скорректировали методику строго для онлайн. Это было особенно важно для занятий в спортивных направлениях – ведь предстояло научить детей тренироваться в стесненных условиях, а тренеров работать перед камерой. Мы сделали это в середине марта, а во второй половине уже распространили обновления на всю сеть.
BB: Наблюдаете ли вы отток учеников из-за опасений распространения COVID-19?
А.К.: Нет. После снятия ограничений, напротив, наблюдаем приток учеников в сеть. За время ограничений дети «насиделись» дома, летом было мало возможностей для отдыха за границей. Сейчас спрос на услуги для детей – спорт и дополнительное образование - растет.
«Рынок выправляется»
BB: Планируются ли открытия до конца года, если да, то где?
А.К.: До конца года планируется открытие еще до 50 городов. Это не менее 100 точек проведения занятий. Также у нас появилась первая группа партнеров, которые будут вести бизнес строго в онлайн-формате – без привязки к территории. Это преимущественно владельцы франшизы школы программирования Championika Digital. И это интересный проект, который позволяет партнерам с запасом инвестиций собрать в школу практически бесконечное количество детей. Рынок благоволит сейчас этому: онлайн-образование становится очень мощным трендом в сфере услуг для детей.
BB: В вашу сеть входят футбольные, танцевальные школы и школы программирования. Какая концепция сейчас пользуется большей популярностью?
А.К.: Сейчас больше спрос на образовательную франшизу школы программирования и цифрового творчества Championika Digital.
BB: Ваша сеть развивается за границей. Там ситуация отличается от российской?
А.К.: Сеть кроме России представлена в странах СНГ: Украина, Казахстан, Беларусь, Молдавия. Ситуация развивается в них по более жесткому сценарию – и запрет на ведение детских секций и кружков действовал очень долго, до конца августа. Беларусь на данный момент испытывает тяжелое время с точки зрения политической обстановки, что вносит неразбериху в бизнес.
BB: Как вы оцениваете состояние сегмента в целом? Как скоро бизнес в секторе спортивных школ сможет вернуться к докризисным показателям?
А.К.: Основные ограничения сейчас сняты. Рынок выправляется – возвращается в исходные объемы потребления услуги. Но это продлится какое-то время. Если не будет дополнительных факторов сдерживания, рынок вновь наберет силу, близкую к полной в сфере услуг для детей, через 3-5 месяцев. Но это не значит, что сейчас не надо открываться. Ограниченный во время пандемии спрос «потопил» много конкурентов. Их спрос высвободился на рынке и остается не освоенным. Это момент, который сейчас помогает входить в бизнес практически на показателях обычного времени и состояния рынка.
Кто пострадал
BB: Из-за короновируса конкуренция на рынке снизилась?
А.К.: К сожалению, ограничения ударили по конкуренции. Мы действительно сожалеем об этом и желаем всем нашим конкурентам найти силы вернуться. Да, для нас выгодно, что высвободился спрос. Но в первую очередь страдают дети и родители – которым стало негде посещать занятия в их городе или районе. Пока мы откроем там свою школу – может пройти месяц-два. Или даже полгода. Полгода без качественного спорта и дополнительного образования – это много.
BB: Назовите основные тренды, которые станут определяющими для бизнеса в детском сегменте в текущем и следующем году.
А.К.: Сейчас принято говорить про переход детского образования и спорта в онлайн. Мы также не остаемся в стороне. Более того, мы одни из первых запустили онлайн занятия и развиваем методику и программу для всех наших направлений, чтобы она стала стандартом отрасли. Но трендом предстоящего года должно стать не это – это лишь один из инструментов.
Мы видим, что 2020 выступил невероятно и непредсказуемо. Да еще и не закончился. Поэтому, на наш взгляд, вместо рассуждений о трендах сейчас важно подумать о другом. Важным станет поддержка родителей и детей в это непростое время. Поддержка, мотивирующая не бросать спорт и занятия, не бояться жить дальше и помогать развивать ребенка всесторонне. В рамках сети и рынка.
BB: Кто-то из ваших франчайзи пробовал получить господдержку? Если да, чем это закончилось?
А.К.: Ряд московских франчайзи с нашей помощью в ведении документов и соблюдения всех бюрократических рамок подали документы на возмещение затрат на паушальный взнос и роялти. Их запросы сейчас находятся на рассмотрении. По всем предпосылкам они должны получить возмещение. Это просто вопрос времени.
Окупаемость с запасом
BB: Как пандемия сказалась на сроках окупаемости вашей франшизы в частности и бизнеса в сегменте спортивных школ в целом?
А.К.: Окупаемость не столько изменилась, сколько отсрочилась. Часть новых партнеров просто не начинали бизнес в виду ограничений. С точки зрения бизнес-модели ничего принципиально нового пока мы не наблюдаем. Но сейчас, конечно, следует перезакладываться по срокам – и мы обязательно подчеркиваем это новым потенциальным партнерам в процессе коммуникации. На данный момент ставить минимальный срок окупаемости лучше себе с запасом - не 4 месяца, как было до пандемии, а 5-7. Чтобы вы точно смогли открыться, набрать клиентов, окупиться и начать зарабатывать.
BB: Повлияла ли пандемия на портрет вашего франчайзи? Кто сейчас приходит за франшизой спортивной школы?
А.К.: Сейчас стало меньше «случайных людей». Потенциальные запросы стали значительнее осмысленнее. Кроме того, на ряд наших франшиз – школ футбола, танцев и программирования – обратили свое внимание потенциальные партнеры, которые ранее рассматривали приобретение франшиз из ценового сегмента в 1-5 млн.
BB: Как думаете, сейчас подходящее время выходить в новые регионы/страны?
А.К.: Кризис и пандемия никак не сказываются на потребностях детей. Малышам все равно нужен спорт и образование, чтобы ни происходило в стране и в мире. Поэтому регионам сейчас нет дополнительных поводов волноваться при открытии детских спортивных и образовательных школ. Школы в регионах нужны, это показывают наши исследования спроса и рынка. И выжившие после ограничений конкуренты, если они были, не могут удовлетворить весь спрос. Дети остаются без качественных секций и классов дополнительного образования.
BB: Каковы ваши планы по экспансии собственной и франчайзинговой сети?
А.К.: Наряду с географическим расширением сети мы запланировали сейчас очень много работы по двум ключевым направлениям.
Первое – это всестороннее усиление продукта: развитие онлайн-формата занятий до самостоятельного, сейчас он носит пока вспомогательный характер, особенно в спортивных направлениях наших франшиз. Оснащение сети IT-инфраструктурой 2.0 – более гибкой и удобной, переход на нее у нас уже начался. Плюс тут же мы видим важным значительное увеличение плейсмента в Рунете. Это поможет сети укрепиться в среднесрочной перспективе.
Второе объемное направление работы – это запуск нового направления, пока засекреченного. Но скоро мы о нём расскажем.