В кризис, когда одни сегменты просели, а другие, наоборот, расцветают, многие предприниматели задумались о создании франшизы — чтобы после окончания пандемии первыми занять опустевшие рынки. О том, как на этом фоне продаётся услуга упаковки франшиз, чем рискуют упаковщики и кому могут отказать в разработке франшизы, предприниматели рассказали в телеграм-канале Buybrand Business Lounge.
Главный риск как для упаковщика, так и для его клиента — это потеря денег, вложенных во франшизу. Будущий франчайзер боится того, что его франшиза не будет продаваться, упаковщик рискует тем, что ему не заплатят за проделанную работу. Поэтому разные упаковщики подходят к вопросу оплаты своих услуг по-разному. Одни готовы работать «в аванс» и за проценты от продаж, другие придерживаются принципа «деньги вперёд».
«Ко мне обратились для разработки концепта с нуля, плюс пакет франшизы», — поделилась в «Телеграме» Анастасия Митрова. «Договорились на условиях партнерства — процент от прибыли с каждой точки плюс доля от паушального [взноса]. В таком случае упаковка бесплатная».
Но такая практика чревата большими рисками для упаковщика, уверен Константин Тебенёв, также занимающийся упаковкой франшиз, по большей части в сфере общепита. По словам бизнесмена, оплата за разработку франчайзингового пакета не должна зависеть от продаж самой франшизы и в большинстве случаев упаковщики сейчас не идут на «авансовую упаковку».
«Мы вас упакуем, а вы потом пропадете. И будете сами дальше развивать свою франшизу. А мы не увидим ни копейки. Всякие договоры в нашей стране — бумажки. Судиться — очень тягомотно и не выгодно, понятие франчайзинга в судебной практике очень зыбкое».
Такие случаи в практике компании, по словам Тебенёва, уже были. «Мы упаковали салон красоты в счет будущих продаж, а хозяйка сказала: „Меня ничего устраивает из ваших материалов“. Начала тянуть время, не согласовывать работу и пропала. При этом начала продавать франшизу с нашими наработками. И продала много», — поделился Тебенёв в канале Buybrand Business Lounge.
Компания-упаковщик оплаты от франчайзера не получила.
Ещё один риск связан с возможностью закрытия компании-франчайзера ввиду независящих от упаковщика причин. Процесс создания качественной франшизы, особенно в сфере общепита, длится как минимум полгода, утверждает Тебенёв. «Нет никаких гарантий, что пока мы вас упаковываем, вы просто-напросто не закроетесь... А мы ресурсы потратили, деньги свои вложили».
И, наконец, клиент, задумывавшийся об упаковке, может просто... передумать. Потому что решит, что захватывать новые рынки самостоятельно выгоднее, чем отдавать их потенциальным франчайзи. Так случилось с одной крупной логистической компанией, утверждает сооснователь Fish&Fish Лилия Липатова. «С самого начала они думали про франчайзинг как о способе избавиться от низкорентабельных точек (убыточных). Потом ... со всеми топами компании мы выработали идеальный план по созданию франчайзинга и захвату рынка СНГ и чуть ли не Европы. И знаете, что они сказали? Как круто и масштабно получилось! А нам такое самим надо! Мы сами пойдём в СНГ!»
После этого в низкорентабельные точки были наняты региональные управляющие и к упаковке франшизы компания решила не возвращаться. Упаковщик, тем временем, работал по авансовой схеме.
КСТАТИ: Бывают и обратные примеры: когда упаковщик отговаривает клиента создавать франшизу или вовсе отказывает ему в услугах. Основная причина — незрелость бренда или неготовность компании, претендующей на статус франчайзера, к развитию по данной схеме. «Я понимаю, если это ресторан или иная ниша, бизнес работает уже лет пять, твердо стоят на ногах, есть репутация. Можно обсуждать. Но часто приходят стартапы, которым без году неделя и уже хотят упаковаться, чтобы быстро навариться на незадачливых покупателях франшизы...», — рассказывает Тебенёв. Таким клиентам упаковщики отказывают. «Масштабировать по франчайзингу [нужно] уже крутой продукт, а не сырую идею», — добавляет бизнесмен.