Более половины предпринимателей из сферы торговли, опрошенных общественной организацией «Деловая Россия», считают негативной общую ситуацию с введением контрсанкций против стран Запада. Так думают 60% из двух тысяч респондентов, в то время как остальные 40% видят только плюсы в уходе иностранных производителей.
ПРЕДЫСТОРИЯ. В 2014 году США, Канада, Австралия, Япония, страны ЕС и еще несколько государств ввели санкции из-за присоединения Крыма к России и вооруженного конфликта на востоке Украины. Ограничения и запреты были персональными и коснулись ряда российских политиков, чиновников и компаний. Кроме того, было запрещено инвестировать в некоторые сектора экономики РФ. Власти России сначала ответили персональными санкциями, а затем в августе 2014 года ввели продовольственное эмбарго на поставки из стран, вводивших санкции.
Основной положительный момент – снижение конкуренции на российском рынке. Благодаря этому отечественный бизнес смог занять достойную нишу в сфере биотехнологий и фармацевтики, аграрной и пищевой промышленности, полагает глава «Деловой России» Алексей Репик. По его оценке, российские компании смогли не только стать конкурентоспособными, но и обеспечить качество продукции, говорится в материале «Известий».
Другие эксперты с этим мнением не согласны. Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович отмечает рост объемов импорта пальмового масла, которое стали активнее использовать в пищевой промышленности. И это точно не аргумент в пользу качества. Глава Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев говорит о слабом эффекте импортозамещения и также отмечает, что качество российской продукции за пять лет не выросло.
КСТАТИ. По оценке Федеральной таможенной службы, на которую ссылаются СМИ, западные экспортеры за годы продовольственного эмбарго лишились продаж на $46 миллиардов. В августе таможенники отчитались о 21 тонне уничтоженной «санкционки» за весь период действия эмбарго. Она поступила преимущественно из Белоруссии, остальное пытались ввезти со стороны Казахстана.
Опрос «Деловой России» также показал, что основными препятствиями для развития бизнеса предприниматели считают бюрократию и административные барьеры, нехватку кадров, произвол силовиков и недостаточное развитие городской инфраструктуры. 30% респондентов упомянули об отсутствии региональных распределительных центров и складских комплексов, а также о плохом качестве транспортно-логистических узлов.
Проведенное минувшей зимой исследование ВЦИОМа о препятствиях, мешающих россиянам открывать бизнес, также выявило недовольство бюрократией. Опрошенные выделяли и другие причины – высокую налоговую нагрузку и нехватку денег.