«Как только мы с мужем приехали в Канаду, мы сразу захотели что-нибудь открыть. Сначала у нас был небольшой бизнес по вышивке на заказ. В России это не так пока распространено, а в Канаде такие киоски очень популярны. Мы попробовали, и у нас пошло, но довольно быстро мы поняли, что нам придётся самим постоянно работать на точке. Мы же хотели в большей степени контролировать рабочий процесс. Кроме того, нам была больше интересна сфера общественного питания. Мы подумали, что, купив франшизу в сфере общественного питания, мы сможем совместить приятное с полезным: работать в интересной нам сфере и, грамотно организовав рабочий процесс, больше времени тратить на себя.
Получилось так, что спустя год в одном из торговых центров была выставлена на продажу точка американской сети ресторанов Dairy Queen, специализирующейся на разных видах мороженого, а я с детства его люблю. Стоимость точки Dairy Queen была намного ниже, чем, например, у «гигантов» вроде McDonald’s или Tim Hortons. А главное, появилась возможность осуществить свою детскую мечту и заняться именно тем, что нравится. Для меня это очень важно, поэтому другие франшизы я даже не рассматривала.
Торговый центр был расположен в 250 километрах от моего дома, и на меня смотрели, как на сумасшедшую. Но я сказала: «Вы не знаете, какие пробки в Москве! Для меня два часа дороги по идеальному шоссе — ничего страшного».
Стартовый капитал. «Для покупки мы использовали средства, которые накопили за год, а также взяли заем. Я пошла в банк и рассказала им свою историю. К моей радости, они поверили, что у меня все получится, и, как ни странно, предоставили мне, недавно приехавшему в страну иммигранту, кредит. Конечно, у меня на тот момент была уже хорошая кредитная история: я работала на трёх работах, у меня была машина, я стабильно оплачивала счета. Видимо, это и сыграло ключевую роль».
Основные трудности. «На момент приобретения франшизы в 2013-м году я ничего не знала об этом бизнесе и читала много специальной литературы. Но то, что ты читаешь, и как происходит по факту — это разные вещи. Поэтому для того, чтобы действительно всё понять, нужно самому начать дело, самому всё пройти.
Трудности, в первую очередь, были связаны с языковым барьером. Как правило, работники фастфуда — это приезжие, и их английский был ещё хуже, чем мой. Поэтому наладить с сотрудниками взаимопонимание и бесперебойный рабочий процесс порой было сложно.
Второй сложностью была разница в менталитете. Менталитет западного человека и русского — это два полюса. Франчайзер хочет видеть только хорошие цифры, и ему сложно объяснить, что важны не только цифры, но ещё и как люди работают и нравятся ли им условия. Dairy Queen Orange Julius — большая корпорация, и именно в этом заключается их минус. Они очень сильно направлены на бизнес и в меньшей степени думают о людях».
Выученные уроки. «Мой опыт работы по фастфуд-франшизе в Канаде научил меня абсолютно всему. Пониманию всех бизнес процессов, умению грамотно составить отчётности, правильно построить взаимоотношения, расписание и работу сотрудников. Количество транзакций в Dairy Queen сопоставимо с Cofix, но количество работающих человек на смене там намного больше.
Ребятам в кофейне в России намного сложнее в часы пик. Их меньше, и они пока не совсем понимают, что можно работать вместе, как на конвейерном производстве, дополняя друг друга. Каждый из них отвечает за отдельный сектор: бар, касса и т. д. На самом деле работу можно оптимизировать, и это то, чему я научилась в Канаде и хотела бы перенести в свою кофейню Cofix в России».
Выбор франшизы в России. «Когда мы приехали с мужем в Россию, мы увидели большое количество кофеен Cofiх и как-то зашли в одну из них. Мне очень понравилась концепция сети. Я считаю Cofix почти что социальным проектом. Именно Cofix была первой сетью кофеен с фиксированными ценами, и я всегда с уважением отношусь к первооткрывателям. Мне понравился бренд, и другие франшизы я даже не рассматривала. Мы приехали с мужем в Москву просто к родителям на три месяца, а в итоге открыли свою кофейню и решили остаться. Одним из решающих факторов при покупке франшизы стала система обучения франчайзи. Купив франшизу Dairy Queen Orange Julius я проходила стажировку в Денвере, штат Колорадо. Пришлось полетать и поездить, потому что все тренинги находились в разных городах. Такого понятия, как единое учебное пространство, которое я вижу сейчас в Cofix Space, в Dairy Queen, к сожалению, не было».
Выбор локации. «Франчайзер Cofix помогал на всех этапах. Предоставил на выбор несколько локаций, подрядчиков, и поставщиков. У меня у самой не было никаких связей и, главное, времени на поиск. Нужно было скорее открываться. Со мной держали связь все отделы компании, что очень важно, когда ты только входишь в бизнес. Среди предложенных мне локаций в Москве была Лесная, 43 [находится практически напротив популярного фуд-молла «Депо». — Ред.]. Я знаю, что других франчайзи эта локация не заинтересовала. Я же выбрала её, потому что рядом когда-то располагалось моё первое место работы, где я получила свою трудовую книжку. Я подумала, что это место будет благосклонно ко мне. Я приехала на точку сразу же, как только мне прислали адрес, и мне очень понравилась входная группа с большим окном. И хотя место было очень небольшое, всего 28 кв. метров, я знала, что благодаря этому большому окну наша кофейня будет отличаться от других».
На запуск кофейни ушло меньше месяца: договор был подписан 19 июня, а 15 июля кофейня уже была открыта».
Советы начинающим. «Нужно в первую очередь понимать, что выбор франшизы должен идти от души. Я буду настаивать на этом, даже несмотря на то что мы все хотим делать деньги. Очень важно любить то, чем ты занимаешься. Если ты любишь своё дело, у тебя всё получится. Это же касается выбора локаций. Даже если бизнес-план говорит, что это хорошее место, но тебе не хочется здесь работать, не нужно туда бежать. Потому что ты не будешь любить свою кофейню и тебе не захочется проводить там время. Это будут чувствовать персонал и посетители.
При выборе франшизы нужно понимать и ценить бренд. Мне прежде всего понравилась идея Cofix — доступный всем качественный кофе. Как я уже говорила, для меня это практически социальный проект.
Нужно быть готовым к тому, что бизнес-план не будет соответствовать реальности, как в плюс, так и в минус. В бизнесе нет постоянных коэффициентов. Все вокруг меняется: от политики и экономики до каких-то локальных перемен в виде строительства рядом с точкой метро или переноса автобусной остановки. Все это неминуемо сказывается на показателях».