Узнать от том, кто хочет продать франшизу, довольно просто — достаточно задать соответствующий запрос в поисковой системе. А вот о тех, кто хочет франшизу купить, известно немного. Кто они — люди, которые хотят и могут работать по франшизе в 2020-м году? Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили крупнейших франчайзеров, работающих в России, и составили портрет франчайзи 2020 года.
Приходят с опытом
Большинство франчайзеров, опрошенных Buybrand.ru, отметили рост доли опытных франчайзи. Франшизу всё чаще приобретают люди, управлявшие собственным бизнесом до покупки франшизы. «Доля стартаперов и наемных менеджеров уменьшилась», — констатирует руководитель департамента франчайзинга «Сабвэй Россия» Олег Протопопов. У сети кофеен «Шоколадница», которая насчитывает 325 собственных точек и почти 120 франчайзинговых, около 90% партнёров уже имели опыт в бизнесе.
Другое дело
Впрочем, наличие опыта не всегда означает, что этот опыт был удачным. Среди новых франчайзи много тех, кто обжёгся на своём бизнесе, после чего решил работать по франшизе. «Понимая, что отрасль, в которой у них открыт бизнес, становится не очень рентабельной, они ищут способы диверсифицировать свои вложения, рассматривают новые направления, которые могут быть более прибыльными», — говорит директор по франчайзингу лаборатории «Гемотест» Светлана Василенко.
По душе и по сердцу
Также в бизнес идут те, кто когда-то мечтал о карьере в определенной отрасли, но жизнь распорядилась иначе. «Многие партнеры рассказали, что они открыли лабораторный бизнес только потому, что когда-то мечтали работать врачами», — поделилась Василенко.
Зачастую предприниматели выбирают конкретную франшизу по той причине, что когда-то пользовались услугами компании-франчайзера как рядовые потребители и остались довольны. Об этом в беседах c Buybrand.ru говорили как сами франчайзеры, так и их франчайзи.
«То есть, в начале у них [у клиентов. — Прим. ред.] был просто пользовательский опыт: они получили наши услуги, остались довольны их качеством, уровнем сервиса и начинали интересоваться бизнес-моделью. Пожалуй, эта категория инвесторов наиболее четко настроена на нашу франшизу» , — говорит руководитель отдела развития «Инвитро» Роман Петухов.
И тут, и там
Ещё один тренд, который отмечают франчайзеры, — готовность предпринимателей к переезду ради открытия бизнеса по франшизе. В том числе из мегаполисов на периферию. Среди франчайзи появилось и немало тех, кто проживает в одном регионе, а бизнес ведёт в другом. В этом случае франшиза значительно облегчает задачу, но отнюдь не означает отсутствия необходимости регулярно выезжать (или вылетать) на место и работать «в полях».
«Я максимально вовлечена в процесс и заинтересована в результате, поэтому посвящаю магазину все свое время — можно сказать, что 24/7 и без выходных», — рассказала Ангелина Чернолецкая, живущая в Москве и управляющая магазином по франшизе «Стильпарк» в Пензе.
Дневник Ангелины об открытии и работе по франшизе «Стильпарк» читайте здесь >>>
Только своё
А вот франчайзи, управляющие бизнесом и одновременно работающие по найму, — большая редкость. Несмотря на то, что, как отмечает директор сети розничных магазинов Tom Tailor Константин Черпилло, «многие люди, работающие по найму, рано или поздно начинают задумываться о собственном бизнесе как об основном или дополнительном способе заработка», большинство франчайзеров говорят, что партнёров, работающих «по совместительству», у них нет.
Среди франчайзи много тех, кто признается, что пробовал одновременно управлять бизнесом и справляться с наёмной работой, но им это не удалось. «Работа, например, в сфере общепита требует вовлеченности во многие процессы — если, конечно, партнер рассчитывает на высокую выручку», — комментирует директор отдела франчайзинга Cofix Алексей Лоборев. С другой стороны, многие, кто приобрел франшизу, признаются, что купили её как раз для того, чтобы освободиться от необходимости работать «на дядю».
Мал, да удал
Франшизы активно заходят в малые города. О готовности развивать сеть в населённых пунктах, в которых проживает менее 300 и даже менее 100 тысяч человек, в беседах с Buybrand.ru не редко упоминали франчайзеры, в том числе международные. Как перспективный этот рынок в основном рассматривают кофейни, розничные сети и компании из сферы услуг — парикмахерские, салоны красоты и медицинские лаборатории. Франчайзи, со своей стороны, пока робко, но реагируют на этот тренд. Из малых городов поступает всё больше запросов на франшизы. Заметно активизировались предприниматели из регионов Сибири, Дальнего Востока и с недавних пор — из Крыма.
Дело семейное
Среди покупателей франшиз растёт число представителей семейного бизнеса. Такую тенденцию наблюдают в российском подразделении Subway, говорит Протопопов. «В одном из регионов нашим партнёром почти 10 лет назад стала семейная пара, которая в этом году передала бизнес своему сыну», — добавляет директор департамента франчайзинга ГК «Шоколадница» Максим Трубников. В других сетях, особенно, работающих в сфере ретейла и общественного питания, также отмечают, что зачастую к ним за франшизой приходят супружеские пары.
Умники и умницы
При этом потенциальные франчайзи стали более информированными и подкованными. По сравнению с предпринимателями, приходившими за франшизой несколько лет назад, у них четче сформировалось понимание схемы работы по модели франчайзинга, говорят опрошенные Buybrand.ru эксперты. «Сегодня инвестор знает, что далеко не все, что представлено на рынке как „франшиза“ является таковой», — констатирует Роман Петухов. По его словам, франшизу покупают инвесторы не только предпринимательским опытом, но и с необходимыми для ведения бизнеса знаниями. «Это люди, которые понимают язык цифр и говорят на нем. То есть, такие понятия, как „EBIDTA“, „CAPEX“, „OPEX“, „NPV“, большинство инвесторов уже не пугают, и это отличный тренд».
Как отличить фейковую франшизу от настоящей, читайте в нашем материале «Франшиза «Дикси»: реальность или фейк?»