И начали конкурировать с федеральными сетями
Магазины-дискаунтеры, стремящиеся предложить низкие цены за счет экономии на издержках, продолжают удерживать лидерство по объему продаж в российском FMCG-ретейле (товары повседневного спроса). По оценке исследовательской компании GFK, доля дискаунтеров от оборота в стоимостном отношении сохраняется на уровне 28%, на предприятия традиционной торговли приходится почти 20% оборота, на третьем месте оказались постепенно теряющие популярность гипермаркеты (16%).
С июля 2018 года по июль 2019 года продажи дискаунтеров выросли на 11,2% (в денежном выражении), в то время как традиционная торговля потеряла 5%, а гипермаркеты – 0,1%.
Наиболее агрессивный рост продемонстрировали «жесткие дискаунтеры», отмечают специалисты GFK. За год их оборот увеличился на 59,2%, доля от оборота на рынке FMCG-ретейла достигла 2,3% (прежде 1,8%).
СПРАВКА. Формат «жесткого дискаунтера» предполагает торговлю товарами преимущественно потребительской корзины при экономии на персонале, выкладке товара (может продаваться с паллет) и аренде (магазин может находиться на удалении от популярных торговых мест). В таких магазинах обычно представлены продукты с истекающим и длительным сроком годности.
В качестве примера наиболее успешного «жесткого дискаунтера» аналитики приводят сеть «Светофор». В прошлом году она занимала 28-е место в рейтинге FMCG-ритейлеров в России, а в 2019-м обосновалась уже на 11-й строчке с долей рынка в 1% (в деньгах). Это немногим меньше, чем у гипермаркетов «О’кей» (1,3%); столько же, сколько у SPAR и «Карусели»; больше, чем у Metro (0,9%) и «Магнит косметик» (0,8%).
Учитывая спрос на дискаунтеры, эксперты видят возможность для других ретейлеров прийти и в этот формат. Так, например, сделали «Командор» (дискаунтеры «Хороший») и «Красный яр» (дискаунтер «Батон»).
Активное развитие «жестких дискаунтеров» в последнее время отмечает и «Национальное рейтинговое агентство». В выпущенном летом аналитическом обзоре НРА указывалось, что этот тренд обусловлен устойчивым снижением реальных располагаемых доходов населения, наблюдающимся с 2014 года.