«Вообще началось с того, что мы с женой решили — хватит работать на кого-то, нужно уже на себя. Долго думали, с чего начать. Было много идей. Решили, что нам нужна франшиза. Потому что франчайзинг — это опыт самой компании-франчайзера и опыт других франчайзи. То, что нужно на начальном этапе».
Выбор бизнеса. «При выборе франшизы общепит стали рассматривать в последнюю очередь. Я хочу что-то производить, но производство подразумевает инвестиции, которые будут окупаться через большой промежуток времени. Вкладываешь сегодня, а первую прибыль сможешь получить только через несколько лет. Поэтому прежде чем заниматься производством, нужно что-то уже иметь. Стартовый бизнес, который генерирует прибыль. Что именно? Мы начали перебирать разные варианты. Самое простое — что-то продавать. Очевидно, с быстрым оборотом. Так поэтапно дошли до общепита».
Выбор франшизы. «Большинство франшиз я сразу отметал, еще на начальном этапе. Два основных критерия: чей-то отрицательный опыт и сложные требования на старте. Например, многие франшизы требуют опыт работы в своей сфере. А у нас опыта бизнеса нет, вообще никакого. Это два основных момента, которые на поверхности. Дальше копаешь глубже и понимаешь, что не все так сладко, как рассказывают. Обещают золотые горы, но когда начинаешь просчитывать, то становится ясно, что все иначе. Поэтому после первого отсева я серьезно рассматривал всего две-три франшизы.
Я математик, и все просчитываю. Долго, 2-3 месяца, считал рентабельность ресторана Subway. И пришел к выводу, что мы гарантированно будем иметь доход. Даже высчитал, какой именно, и сейчас это подтверждается. Поэтому выбрали Subway. Все понятно, прогнозируемо, все можно просчитать».
Выбор формата. «Мы купили готовый стрит-ритейл. Стартовые инвестиции составили три миллиона рублей. На окупаемость планируем выйти через 18-24 месяца. У меня сейчас еще несколько вариантов покупки готовых стрит-ритейлов, и несколько с поиском новых локаций. Скорее всего, тоже стрит-ритейл.
Сначала были такие мысли: зачем продавать действующий бизнес, который приносит стабильный доход. Либо человеку нужны деньги, либо на самом деле этот бизнес не так уж и хорош. Но я все проверил. Прежний владелец просто переезжал. В Subway все проверяемо. Когда покупаешь готовый бизнес, проверить можно абсолютно все. Что я и сделал. Все проверил, выяснил — и оказалось, что все честно, не врут.
Понравилась легкость открытия. Изначально рассматривали варианты с большими инвестициями, но и с большими рисками. То есть мы должны были вложить все, что у нас есть, пойти ва-банк. Если бы мне было 20 лет, может, так бы и сделал. Сейчас я уже не готов рисковать всем».
Выбор локации. «Дело в том, что хорошие места на фудкортах, где я хотел бы открыться, уже заняты. Есть место на одном фудкорте, которое я рассматриваю. Это достаточно молодой ТЦ, но в районе, где сейчас идет большая, интенсивная застройка. Поэтому потенциально локация хорошая. Как там будет на самом деле, еще посмотрим.
Кроме того, арендная ставка в торговых центрах Уфы соизмерима с московскими цифрами. Но, хотя в Уфе покупательная способность достаточно высокая, люди тратят гораздо меньше. Поэтому фудкорты открывать сложно. Но будем их рассматривать, тем более что фудкорт всегда можно достаточно точно просчитать. Просто прийти и посмотреть, сколько людей там ест, сколько вообще бывает. Оценить, на какой процент из общей массы мы можем рассчитывать.
Стрит-ритейл сложнее прогнозировать. Если открываться рядом с каким-нибудь конкурентом, рискованно думать, что мы привлечем к себе часть их клиентов. Открывать там, где никого нет, тоже рискованно. Например, есть высокий пешеходный трафик. Но если его проанализировать, то понимаешь, что все торопятся, бегут и никто в ресторан заходить не будет. Сложно спрогнозировать — будут заходить или нет». .
Трудности. «Еще до покупки я понял, в чем проблемы у этого ресторана, почему падали выручки. Тогда я пришел к владельцу и предложил определенные решения, что можно сделать. Они попробовали, и действительно выручка заметно выросла. Если рестораном заниматься, то он будет приносить неплохую прибыль.
Мы были готовы к тому, что в первое время после покупки на развитие ресторана времени не будет. Потому что сразу запланировали поездку в Санкт-Петербург на обучение, на курсы франчайзи. Теория и практика. Изначально поехал на обучение за компанию с женой. Но на самом деле оказалось, что я не понимал многих тонкостей, нюансов. Теперь ясно, что и как устроено, как вести и улучшать бизнес. Появилось больше понимания. Сейчас у меня в голове уже выстроилась последовательность действий — готов взять лист бумаги и по пунктам расписать, что нам надо делать».
Практика. «Практика в своем ресторане — это очень положительный момент. Жена сначала не хотела вставать за стойку, а сейчас говорит — я буду там работать. Практика — это всегда полезно. Она дает понимание, как работать с продуктами, какие требования. Можно изнутри посмотреть, как все должно быть. Особый плюс моей практики был в том, что я проходил ее в относительно небольшом ресторане, где условия очень похожи на наш случай.
Мы начали с одного ресторана, но сразу решили, что один Subway нас не интересует, нужно три. По моим расчетам, три ресторана оптимальны для одного управляющего. И хочется кардинально поменять жизнь, не стоять на месте, развиваться. Полностью уйти в бизнес. Покупка первого стрит-ритейла заняла полгода, в общей сложности. Думаю, второй приобретем в ближайшее время. Все упирается в поиск локации».
Про успех. «Успех — это достижение одних целей, чтобы получить возможность ставить новые. Мы для себя ставим немного завышенные цели, чтобы всегда было, куда двигаться дальше. Я как-то спросил у жены: «Когда ты решишь, что достигла желаемого уровня жизни?» Ответ был неожиданный, но очень показательный: «Когда, не задумываясь, будем летать на отдых бизнес-классом». И я согласен. Действительно, почему нет?»