МНОГИЕ РЕТЕЙЛЕРЫ СЧИТАЮТ ФРАНЧАЙЗИНГ ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ РАЗВИТИЯ И КАНАЛОМ СБЫТА В РЕГИОНАХ. ФРАНЧАЙЗИНГ ПОМОГАЕТ ЧАСТИЧНО СНИЗИТЬ ФИНАНСОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ, СОПРЯЖЕННЫЕ С РАСШИРЕНИЕМ СЕТИ В НОВЫХ ГОРОДАХ И СУБЪЕКТАХ, А ТАКЖЕ ЗА РУБЕЖОМ.
Франчайзинг помогает расширять сеть без существенных затрат и, более того, в тех субъектах, где уже есть спрос на бренд. Размещая предложение на специализированных сайтах, ретейлер сокращает время на поиск потенциального партнера.
В то же время кризис не мог не снизить аппетит к риску малого бизнеса, который, в отличие от крупных государственных корпораций, сильно пострадал во время экономической рецессии. Кроме того, снижение потребительской активности, ощутимое в крупнейших российских городах, в регионах было еще более заметным. Поэтому хотя расширение сетей стало в кризис одним из способов сохранить рентабельность бизнеса, на практике оно не всегда было реализуемым.
НЕСМОТРЯ НА ИНТЕРЕС В РЕГИОНАХ, ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ «ПОДТВЕРДИТЬ УСПЕХ БУДУЩЕГО ПРОЕКТА»
В комментарии для исследования отечественного fashion-ретейла, проводимого командой аналитиков РБК, Михаил Ландышев (на тот момент генеральный директор АО «Модный Континент») подчеркнул, что, несмотря на интерес в регионах, далеко не всегда оказывается возможным «подтвердить успех будущего проекта». Он отмечал: «За второе полугодие 2017 года мы смогли открыть только три новых магазина с партнерами в регионах».
ОТКРЫТИЕ МАГАЗИНОВ ИЗВЕСТНЫХ БРЕНДОВ НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО РЕСУРСА СТАРШЕГО ПАРТНЕРА
Хотя потенциальный франчайзи может обладать экспертизой по своему региону, открытие магазинов известных брендов не может обойтись без привлечения аналитического ресурса старшего партнера. Его необходимость обусловлена репутационными рисками, к которым известные бренды особенно чувствительны. Такой подход к потенциальным партнерам характерен для «правильного» франчайзинга, подразумевающего вовлеченность и поддержку со стороны франчайзи. В противном случае «франчайзинговый» магазин по существу на поминает региональный склад (как правильно отмечается в предложении на сайте Orby), а франчайзи, как и его партнер, заинтересован только в оптовых поставках товара.
Как отметил по этому поводу Владислав Грановский, президент компании VASSA&Co: «Рассматриваем любые предложения, но нам нужны не «оптовики», а реальные партне-ры, разделяющие наше видение в развитии бренда».
Исходя из этого, не все франчайзинговые предложения на рынке являются одинаково качественными, или франчайзингом в правильном смысле. Полноценный франчайзинг включает пакет опций, но и, соответственно, не может быть дешевым.
В частности, Finn Flare, по словам Ксении Рясовой, президента компании, предлагает «бизнес-план, персональный дизайн-проект, аналитические отчеты, концепцию визуально-го мерчандайзинга, тренинги и консультации, оптимизацию ассортиментной политики».
ОНИ НАХОДИЛИ СРЕДНИЙ ПУТЬ МЕЖДУ КОНСЕРВАТИВНЫМ ПОДХОДОМ И ЭКСПЕРИМЕНТАМИ
Для отдельных ретейлеров 2017 год был годом стабилизации на прежнем уровне и небольшого роста в последние месяцы года. Как правило, они находили средний путь между консервативным подходом и экспериментами, концентрируясь на операционных процессах. Поэтому предпосылки для бурного развития франчайзинга к марту 2018 года созреть еще не успели. К этому периоду около 18,5% сетевых магазинов открыто по франшизе, 28% сетей рассматривают франчайзинг как инструмент развития. После некоторых послаблений по требуемому объему инвестиций к февралю 2018 года многие франчайзи пришли к его повышению, что может быть связано с соображениями качественного развития и корректировкой требований к площади магазинов.