Михаил Мукин,
координатор проектов BUYBRAND Inform
Известный американский журнал Entrepreneur, который ежегодно публикует самый популярный в мире рейтинг франшиз «Franchise 500», определяет три типа бизнеса по франчайзингу. И в каждом из них есть своя производственная составляющая.
Дистрибуция. Партнеру предоставляются права продажи товаров и оказания услуг от имени компании. Такие отношения, например, связывают автомобильные гиганты и дилерские центры.
Передача права использования товарного знака, технологии производства продукта и его реализации. Наиболее наглядным примером этого типа производственных отношений является компания Coca-Cola. Сама компания производит и продает своим франчайзи концентраты - основу для производства своих популярных напитков, является владельцем брендов и отвечает за популяризацию торговой марки в целом и каждого из продуктов в отдельности. Франчайзи компании занимаются производством из концентратов и розливом напитков, упаковкой, транспортировкой в точки продаж и взаимодействием с конечными продавцами продукции. По такой схеме компания работает в тридцати трех странах мира. Россия в их число не входит.
Предоставление права на использование своей бизнес-модели (плюс, конечно, товарного знака, технологии и т.д.). Это наиболее многочисленный в мире и в нашей стране тип взаимоотношений франчайзера и его партнеров. К нему относится McDonald`s, INVITRO, «Шоколадница», Pizza Hut, да и почти все, что мы привыкли понимать под классическим франчайзингом.
В данной статье, говоря о производственном франчайзинге, мы в основном будем подразумевать второй тип отношений. В мире среди производственных компаний-франчайзеров, гигантов, вроде Coca-Cola и PepsiСо, очень немного. В России производством по франчайзингу занимается малый бизнес с соответствующим размером промышленных производств. Производят строительные материалы: краски, пропитки, строительные смеси, гидроизоляцию, блоки, тротуарную плитку, фасадные плиты и плиты утепления; изготавливают компоненты для заборов с последующим монтажом; проводят автоматизированные штукатурные работы, утепление и гидроизолирование зданий; разрабатывают и производят установки для изготовления бетона. Представлен франчайзинг и в производстве химических продуктов: моющих, чистящих средств, автохимии и косметики. Есть франшизы по нанесению печати на различные покрытия и хромирования разнообразных предметов, переработке старых автопокрышек и изготовлению шлангов высокого давления. Пока не запущена, но обещана франшиза по производству «французских» сыров.
Относительно небольшое число производственных предприятий на рынке франчайзинга характерно не только для России, но и для большинства стран в мире. Строгая статистика отсутствует, но приблизительно среди компаний, развивающихся по франчайзингу, к категории производственных относят от одного до пяти процентов от общего числа. Логично предположить, что столь небольшое количество вызвано бОльшей, по сравнению с торговлей и услугами, сложностью организации производственных процессов и, возможно, меньшей готовностью малого бизнеса вкладывать деньги в средства производства.
Иван Калиничев, директор по франчайзингу OОО «Эйч Транс»:
Все стараются купить франшизу, связанную или с питанием, или с одеждой. Возможно, из-за стереотипа, что бизнес в тех сегментах, где клиентов больше, приносит больший доход. |
Резида Салахиева, ГК ХимRussia:
Сложность продвижения в том, что немного предпринимателей верят в прибыльность открытия собственного производства. Непросто бороться с этим стереотипом. В нашей стране вообще очень мало производственных предприятий, а доля работающих по франшизе - ещё меньше. Предприниматели в основном хотят зарабатывать перепродажей и не тратить усилия на организацию производства. |
Олег Скобельцын, директор НПК «СОЖ Синтез»:
Рынок франчайзинга в России, особенно производственного, находится в стадии формирования. С одной стороны, слабая законодательная база, нехватка профильной недвижимости и закрытость самих франчайзеров, не готовых, в отличие от нас, полностью выкладывать свой опыт и наработки. С другой стороны, принципиальное отличие в подходе к ведению бизнеса. Западный франчайзер масштабирует бизнес как благо, которое он несет людям, а деньги – это дополнение, приятный бонус. А у нас партнеры в 90% случаев для франчайзера – это способ заработать. Но самое, пожалуй, главное – это недостаток у начинающих франчайзеров знаний о том, как грамотно сформировать свою франшизу и вывести ее на рынок. |
Антон Тукалов, директор ЗАО «ПромСтройБетон»:
Производственный франчайзинг формируется и развивается на протяжении более длительного времени, чем в других сферах бизнеса. Россия относительно недавно живет в условиях рыночной экономики, и производственная отрасль здесь только возрождается. Для развития производственному франчайзингу необходимы высококвалифицированные кадры, мощные производственные базы, а также руководители, способные реализовать свою идеи. Пока всех этих составляющих в нашей в стране недостаточно.
|
Производство как таковое, в независимости от способа развития, является одним из сложнейших видов бизнеса. Производственный процесс подразумевает создание новых продуктов, часто требует научных исследований, технических и организационных разработок, изобретения и внедрения новой техники, совершенствования технологий, новых форм организации труда и управления, основанных на достижениях науки и оптимизации имеющегося производственного опыта. Вместе с тем выпускаемый продукт должен быть востребован рынком, конкурентоспособен и защищен от подделок. К тому же весь комплекс предпроизводственных проработок, затраты на организацию и выпуск продукта должны своевременно окупаться. При этом сложность самих производственных процессов часто отходит на второй план, уступая место маркетингу и инструментам продвижения товаров.
Адель Минуллин, ООО «Перспективные технологии»:
По производству жидкой теплоизоляции наше предложение уникально. Мы поставляем оборудование, которое производится по нашим чертежам, только для «своих». Именно поэтому мы можем предложить столь низкий порог вхождения в бизнес для начинающих производственников. |
Резида Салахиева, ГК ХимRussia:
Российских производителей аэрозолей и красок немного, потому что открытие завода требует больших вложений. На рынке аэрозольной химии, лакокрасочных покрытий у нас практически нет конкурентов. Наша компания отличается от них наличием собственной научно-технической базы и большим пакетом дополнительных услуг.
Антон Тукалов, директор ЗАО «ПромСтройБетон»:
Мы разработали оборудование, которое не имеет аналогов на сегодняшний день. Благодаря собственному большому производственному опыту нам удалось увидеть и учесть слабые места бетоносмесительных установок. Мы создали независимый от внешнего рынка качественный, надежный, транспортируемый продукт, по конкурентоспособной цене, с коротким циклом окупаемости. Из инновационных решений: мы разработали собственную систему взвешивания и дозирования материалов, увеличили ее точность. Мы также создали уникальную систему подачи сырья в бетоносмеситель и современную автоматизированную систему управления. Основным направлением нашего развития являются инновационные технологии. Мы поставили цель к 2019 году создать систему, которая сведет к минимуму человеческий фактор, то есть управление рабочим процессом станет дистанционным и будет под силу одному оператору.
Пожалуй, франчайзеры уже готовы делиться своими сокровенными производственными секретами. Но много ли желающих взвалить на себя тяготы производственного бизнеса? Понимают ли потенциальные франчайзи, что производственный бизнес - это нечто особенное?
Резида Салахиева, ГК ХимRussia:
Покупкой франшизы интересуются в основном те, у кого уже есть опыт ведения бизнеса, покупают они же. Начинающих предпринимателей около 10%. Всего меньше половины из наших франчайзи были знакомы с производственной сферой, но благодаря обучению, которое провели наши специалисты, быстро вникли и включились в работу. Приобретая производство по франшизе, бизнесмены, бывает, думают, что с первого месяца все пойдет, как по маслу, и клиенты будут выстраиваться в очередь с договорами в руках. Сейчас мы стараемся донести до потенциальных франчайзи, что руководство производственной компанией – это огромный труд как с нашей стороны, так и со стороны франчайзи.
Олег Скобельцын, директор НПК «СОЖ Синтез»:
Интересуются франчайзингом производства в подавляющем большинстве мужчины, здесь ситуация - 90/10. А среди покупателей, можно сказать, патриархат: 98% – мужчины. Возрастная категория от 25 до 34 лет – таких 36% – это наше ядро. И что интересно, вторая по размеру группа — мужчины в возрасте от 45 лет и старше составляет 35%. А вот средний возраст 35-45 лет – всего 14,8%. Это говорит о том, что молодые и предприимчивые люди хотят создать свой бизнес быстро и с меньшим риском, а это как раз франчайзинг. Старшая аудитория подходит к выбору более осознанно, так как за плечами есть жизненный и зачастую предпринимательский опыт. А лучший вариант из возможных – опять-таки франчайзинг. Франшиза – это отработанная технология, но главное – это совместное партнерское развитие.
Иван Калиничев, директор по франчайзингу OОО «Эйч Транс»:
На старте проекта мы предоставляли собственный беспроцентный кредит на оборудование и первоначальный товарный запас. Для некоторых франчайзи это было отличным условием для старта. К сожалению, были и такие франчайзи, которые, взяв у нас кредит, еще дополнительно брали кредит на аренду помещения. Они не смогли оценить всех затрат на развитие бизнеса, на выплаты по кредитам, мало уделяли времени построению продаж, работе с клиентами и в результате становились банкротами. К счастью, таких компаний было немного. С некоторыми мы расторгли отношения, приняв обратно оборудование и комплектующие. А на некоторых были вынуждены подать в суд. Получив негативный опыт, мы не перестали кредитовать наших новых франчайзи, а изменили критерии отбора и проверок будущих партнеров. Да, это сказалось на количестве мастерских, но положительно отразилось на качестве уже работающих.
Адель Минуллин, ООО «Перспективные технологии»:
Общий интерес к франшизам в России высок и растет с каждым годом. Франшизой интересуются самые разные люди. Многие не имеют собственного опыта ведения бизнеса, обычно это наемные работники, менеджеры. Они часто не могут правильно оценить предстоящие материальные и трудовые затраты, порой располагают всего 10% от необходимой суммы на запуск, но очень хотят начать работать на себя. При этом большая часть из них совершенно не знакома со строительной сферой и сферой производства. Они внимательно изучают все предложения на рынке франшиз, но заканчивается это, как правило, ничем. Меньшая часть интересующихся покупкой франшизы – это состоявшиеся бизнесмены, понимающие рынок и ищущие выгодное предложение для инвестирования. Именно они, в большинстве своем, и становятся новыми франчайзи в нашем сегменте.
Узнаем мнение другой стороны, спросим Виталия Казьмина, управляющего партнера ООО «Тамбовстройснаб», франчайзи «Системы строительного снабжения (CBS)».BUYBRAND Inform: Виталий, на момент принятия решения о приобретении франшизы у Вас и Ваших партнеров уже было два бизнеса в сфере производства продуктов питания. Именно их успешностью был обусловлен выбор производственной сферы для дальнейшего развития?
Виталий Казьмин: Большое значение имели другие факторы: благонадежность и прозрачность контрагента, его успешно действующие франчайзи, возможность познакомиться с технологией и предлагаемым оборудованием непосредственно на разных работающих производствах, невысокий порог входа, обнадеживающие предварительные экономические расчеты.
BUYBRAND Inform: Тогда почему франшиза, у Вас же есть собственный бесценный производственный опыт?
Виталий Казьмин: Именно потому, что он у меня есть… В условиях рынка, где все уже придумано, ниши найдены и заняты, непозволительно долго раскачиваться, на ощупь разыскивая верные решения. В условиях плотного, хорошо проработанного рынка покупка франшизы выходит на первый план. Когда свободных ниш все меньше – это лучшее решение.
Что помогло бы развитию производственного сектора?
Модель развития по франчайзингу для производственных компаний является очень перспективной формой. А в некоторых случаях единственной, позволяющей достаточно быстро внедрить свою технологию повсеместно и «захватить» рынок. Рассмотрим два сценария.
Первый встречается повсеместно: производитель смог придумать и изготовить продукт с некоторыми уникальными качествами, востребованными рынком. Смог выстроить технологическую цепочку, позволяющую производить его продукт в стартовом количестве стабильного качества. Отлично, рынок радостно потребляет продукт и просит еще. И если все действительно получилось удачно – еще и еще. Наш производственник встает перед классическим выбором: терять рынок или резко увеличивать объемы производства, то есть крупно вкладываться в оборудование и сырье, и, что гораздо сложнее, – в людей. В 80% случаев быстрый рост приводит к заметной потере качества и по сути перерождению продукта. Конечно, мы такого результата не хотим и пойдем по другому пути– развиваемся медленнее, но контролируемо, продукт сохраняем. И если наш продукт действительно хорош, а общая сложность его производства не столь велика, как обычно и бывает в малом бизнесе, получаем кучу подражателей, бесхитростно копирующих нашу замечательную идею. В итоге уже эти мотыльки-однодневки, ворующие у трудолюбивых производственников все, что можно и нельзя, не имея ни технологии, ни принципов, не заботясь о перспективе жизни продукта, насыщают рынок, превращая «любимое детище», выпестованное и выстраданное, в «жалкое подобие» – мусор и никчемную подделку.
Есть другой путь: производитель транслирует и совершенствует технологию, контролирует сырье и ингредиенты, сам не вкладывается в дополнительное оборудование, помещения и персонал. И что гораздо важнее, работает в партнерских отношениях со своими единомышленниками-франчайзи, объединенными общими целями, сводящимися к долгой и счастливой жизни продукта на рынке.
Спросим самих франчайзеров, что, по их мнению, помогло бы им в развитии производственного сектора.
Адель Минуллин, ООО «Перспективные технологии»:
Нужно повысить доверие к производственному франчайзингу в России. Помогут грамотные франчайзеры, которые доходчиво объяснят всю специфику производственного бизнеса будущему франчайзи. Также хороший результат будет от дополнительной господдержки новых производств, открываемых по франшизе. В некоторых регионах такая система уже начинает работать.
Резида Салахиева, ГК ХимRussia:
Развитию производственного франчайзинга может помочь поддержка государства, популяризация развития малых предприятий в масштабе всей страны. В Казахстане нам легче продвигать франшизу, чем в России. Там бизнесмены хотят выпускать отечественную продукцию, вкладывать в заводы, и у них это получается.
Антон Тукалов, ЗАО «ПроСтройБетон»:
Поддержка со стороны государства в открытии новых производств, в том числе в виде популяризации инвестиций в подобные проекты. Больше возможностей рекламы наших продуктов и производственного бизнеса в целом. Мы в свою очередь займемся подготовкой специалистов-производственников и предложением качественного продукта.
Подведем итоги
Производственный франчайзинг в нашей стране пока еще достаточно молод для того, чтобы быть многочисленным, но уже самобытен и амбициозен. Он не всегда заметно выделяется на фоне своих собратьев из торговли, услуг и общественного питания, но хорошо сознает привлекательность производственного бизнеса для потенциальных франчайзи и его общую перспективность, знает, как и куда двигаться дальше, откуда ждать помощи.
Франчайзинг в России активно эволюционирует, промышленное производство в стране тоже растет, хотя и очень медленными темпами. Все это вселяет надежду, что производств, развивающихся по франчайзингу, станет значительно больше уже в обозримом будущем.