— Екатерина, у компании EMTG сотни партнёров, с многими из них вы сотрудничаете долгие годы. Что вы можете рассказать об их опыте релокации?
— Компания EMTG действительно имеет огромный опыт общения с бизнесом. Она появилась в 2002 году, а в 2003-м мы провели первую международную выставку франшиз Buybrand Expo. 20 лет нашей работы на рынке — это 46 международных выставок в России и за рубежом, 2800 компаний-участников из 50 стран и более 18 тысяч новых предприятий по итогам. На сегодняшний день мы являемся крупнейшей площадкой по развитию франчайзинга на постсоветском пространстве.
По опыту нашей работы могу сказать, что релокация бизнеса — это не новое явление, просто 21 сентября дало толчок для активного набора оборотов. Если говорить о форматах релокации, то условно можно выделить три.
Первый — компания способна конкурировать в другой стране благодаря преимуществам своей бизнес-специфики. Скорее, это компании, работающие в высокотехнологичных областях и уже имеющие опыт сотрудничества с зарубежными партнерами. Не оставляя бизнес в России, они переносят управляющую компанию, а значит, и специалистов, которые относятся к уязвимой возрастной категории, на территорию другой страны.
Вторая категория — это российские компании, которые понимают, что при переезде соотечественники будут нуждаться в определенном перечне услуг, и формируют предложение под этот спрос — от риэлторов и бизнес-консультантов до образовательно-развлекательных проектов для детей переезжающих.
Третий вариант — те, кто переехал и ищет бизнес, в том числе, и франчайзинговый, чтобы развивать его в стране переезда. К этой категории часто относятся ресторанные концепции и стартапы.
— Как найти бизнес на новом месте, в незнакомой стране?
— Как раз для этой категории в мае 2023-го мы проведём франчконгресс в Казахстане Buybrand Central Asia, в котором примут участие более 1500 действующих и потенциальных франчайзеров и франчайзи, а также инвесторы, владельцы и топ-менеджеры компаний. Это и площадка для подбора бизнеса, и потенциал для коммуникации — возможность объединиться или создать представительство в той или иной стране.
— Какие страны сейчас наиболее популярны у россиян и где есть перспективы для развития?
— С точки зрения географии, основными направлениями релокации являются так называемые дружественные страны. В первую очередь, это Объединенные Арабские Эмираты с их очевидным для России географическим преимуществом и лояльностью для бизнеса, приходящего из других стран. Примерно такое же локационно-удобное положение и доброжелательное отношение к русским в Турции. Ее россияне активно используют при организации параллельного импорта. Перспективными и активно развивающимся направлениями являются Казахстан и Узбекистан. Этой осенью многие старались продвинуть ресторанный и туристический бизнес на Кипре. Точечно предприниматели пробуют работать во Вьетнаме, Тайланде и Бразилии. Есть контакты с Китаем, но здесь чаще продолжение бизнес-сотрудничества, поскольку есть сложности и в связи с разницей менталитетов, и со спецификой самого рынка.
— Чего ожидать от рынка франчайзинга в 2023 году?
— Исходя из нашего внутреннего рейтинга, активности на выставках и информации наших партнеров, можно обозначить следующие тренды.
Во-первых, традиционно мы видим наибольший спрос на франшизы в инвестиционном диапазоне до 3 млн рублей.
Во-вторых, в 2023-м, безусловно, будет популярна тема импортозамещения, поэтому стоит ожидать роста производственных франшиз. Это видно на примере винной отрасли. По средним оценкам доля российских вин на отечественном рынке достигла 55%, рост объёмов производства в будущем году составит от 15 до 25%. На этом фоне производители расширяют сбыт и развивают как собственную розницу, так и франчайзинговые сети.
Расширяются фермерские хозяйства, в том числе, небольшие сыроварни, грибные фермы, растет производство продуктов из дикоросов. В целом, речь о замещении той «ямы», которая образовалась на рынке из-за перебоев или прекращения поставок определенных продуктов не только в ретейле, но и для нужд общепита, который начал обращать внимание на местные продукты и даже вводит в меню национальные блюда. То есть готовит не из того, что нужно везти из условной Франции, а из того, что растёт под боком.
В третьих, в ранее популярных сегментах будет охлаждение спроса. Так, в сфере услуг уже спал ажиотаж на барбершопы и киберклубы (последние сейчас просто либо нечем оборудовать, либо это слишком дорого). Также прошёл бум ПВЗ — рынок насыщен, и найти подходящее помещение становится все сложнее, так как многие магазины выставляют довольно жёсткие требования. Плюс крупные ретейлеры предпочитают совмещать формат небольших локальных магазинов с пунктами самовывоза.
— Где предпринимателю искать точки роста?
В дальнейшем можно ожидать роста цифровых франшиз (предполагающих работу на уникальной IT-платформе). Это может быть что угодно — от цифровой химчистки самообслуживания до детского такси, работающего через приложение. По-прежнему будут востребованы медицинские лаборатории, которые также активно расширяют линейку услуг и делают их более высокотехнологичными. В целом, из того, что мы видим, на рынке стали чаще появляться нестандартные франшизы с оригинальными концепциями — франчайзинговый бизнес занимает, а иногда и открывает новые ниши.