Рынок выходит из кризиса. Во всяком случае, с психологической точки зрения это чувствуется довольно отчетливо. Инвесторы устали бояться и уже хотят вкладывать деньги, поскольку деньги неработающие – есть по сути убыток.
Рынок выходит из кризиса. Во всяком случае, с психологической точки зрения это чувствуется довольно отчетливо. Инвесторы устали бояться и уже хотят вкладывать деньги, поскольку деньги неработающие – есть по сути убыток.
Осторожничают пока что крупные компании, которые раньше замахивались сразу на крупные сетевые проекты, хотя движение наметилось и у них.
В целом же, как бывает после любого кризиса, помимо традиционных инвесторов (назовем их инвесторами по духу), образовалась категория, костяк которой составляют люди, по тем или иным причинам до определенного момента не задумывавшиеся об инвестициях в какое-нибудь собственное дело. Чаще всего, это те, кто лишился работы и после некоторого размышления решил, что хватит работать на дядю, пора и собой заняться. Естественно, речь идет о высокооплачиваемых работниках, у которых осталось достаточно от высоких докризисных зарплат, чтобы хватило на открытие кафе. Фактор наличия свободных денежных средств весьма существенный, поскольку реально получить кредит в банке на открытие предприятия общественного питания практически невозможно. Тем более, человеку, впервые начинающему собственный бизнес.
Свободных средств вновь образовавшихся инвесторов, в подавляющем большинстве случаев, категорически недостаточно на осуществление каких-либо масштабных проектов с серьезными вложениями. Чаще всего, суммы ограничиваются 5 млн рублей. Это означает, что вложения ограничиваются фаст-фудами в торговых центрах, кофейнями, булочными-кондитерскими, точками уличного питания и другими относительно скромными форматами. В настоящий момент времени это как раз есть благо, поскольку в кризисный и посткризисный периоды именно предприятия с невысоким средним чеком являются наиболее востребованными у потребителей. Да, у них тоже произошло снижение доходов в 2009 году – в пределах 10-15%. Но, вероятнее всего в 2010 уже будет рост. Может, не до уровня докризисных лет, но по сравнению с 2009 годом – почти наверняка.
Кроме того, росту недорогих форматов способствует относительная незанятость этой ниши. Что, впрочем, будет ненадолго, учитывая интенсивность открытия новых заведений. Таким образом, основной поток инвестиций, который и до кризиса двигался прежде всего в направлении недорогих заведений, сейчас только усиливается.
И практически любой инвестор при организации своего дела рассматривает приобретение франшизы. Это естественно. Люди видят, что к такому-то кафе стоит очередь, и они хотят повторить успех. Кроме того, они видят, что некоторые форматы требуют действительно минимального оборудования, и они имеют все шансы уложиться в намеченный бюджет.
Также они надеются, что при открытии практически ничего не придется делать самим – большинство работ за них проведет продавец франшизы. Эти ожидания мы еще рассмотрим поподробнее.
Для начала любой франчайзер должен абсолютно четко представлять себе, что успешная продажа франшиз далеко не всегда зависит от деятельности его нескольких точек. Представьте себе ситуацию, когда есть небольшая, но перспективная сеть. У нее интересный продукт, технологичное производство и отлажена организация обслуживания клиентов. Если точки еще и расположены в хороших местах, то к ним почти наверняка будет очередь. Если эта сеть решит развиваться по франшизе именно на этой начальной стадии, то первые шаги будут наполнены болью и разочарованием. Очень скоро выяснится, что значительная часть покупателей, приобретая франшизный пакет, вовсе не горит желанием связать свою судьбу на долгие годы с малоизвестным (хотя и перспективным) брендом. И приобретение франшизы делается с коварной целью перенять технологии, стандарты и пройти обучение. А после окончания договора сменить вывеску на свою собственную и сесть на прикормленном месте счастливым и довольным. Типичная схема работы для наших соотечественников. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что элементы дикого рынка (базара) свойственны всем развивающимся цивилизациям. Достаточно вспомнить становление Америки, чтобы уяснить: понятие бизнес-культуры в системе «хорошо-плохо» возникает не на пустом месте, а вымучивается путем долгого (в зависимости от отправной точки) создания обществом свода неписанных правил поведения, которые затем находят отражение в законах. Впрочем, законы, как правило, к этому времени уже существуют, просто ими начинают пользоваться и изменять под новый уровень бизнес-отношений.
Короче говоря, пока что идеи и технологии под видом приобретения франшиз будут воровать, но с каждым годом все реже. Не потому, что станет меньше жулья, а потому что это станет сложнее. Тем не менее, можно рекомендовать небольшим сетям все равно пробовать франчайзинговые программы (при условии, что у них нет собственных или заемных средств на развитие – только амбиции), поскольку часть продаж все равно окажется успешной. И, конечно, бороться с недобросовестными приобретателями. Ибо успех на этом поле возможен только в результате коллективных усилий всех участников рынка.
Абстрагируясь от карательных возможностей законодательства, добросовестность приобретателей франшизы растет в прямой зависимости от известности бренда. Тут все просто: чаще всего известный бренд дает дополнительных посетителей, и нет никакого смысла пытаться работать самостоятельно, поскольку дополнительная прибыль превышает роялти и отсутствие некоторой свободы действий, связанной с контролем со стороны центрального офиса.
Какие именно франшизные проекты являются наиболее востребованными? В силу упомянутых бюджетных ограничений инвесторов наиболее массовым продуктом является франшиза по общей стоимости открытия примерно в 5 млн руб., с популярностью на рынке как минимум не ниже среднего, с простым набором блюд и известным брендом (желательно международным). К примеру, сэндвичи, блины, бургеры, пицца в большинстве случаев почти идеально укладывается в эту схему.
Приобретателю франшизы не стоит думать, что все работы по запуску его приобретения будут выполнены за него. Вовсе нет. Приобретение, как правило, ограничивается правами на использование бренда, интеллектуальной составляющей, базовым обучением и т.д. А вот оборудование, проектирование, персонал и многое другое (то есть, фактически весь start-up) будет делать покупатель за свой счет, естественно под контролем франчайзера. Это вполне нормальная практика, просто некоторые франшизоприобретатели имеют необоснованные завышенные ожидания.
Преимущества работы по схеме франчайзинга:
- Больший доход за счет известности бренда.
- Опробированный набор технологий и стандартов, использование которого помогает оптимизировать все процессы вашего ресторана.
- Ощущение принадлежности к компании, где тысячи таких же как ты владельцев, неизменно дает чувство локтя, что является существенным стимулом для некоторой части сограждан.
- Франшизные рестораны более устойчивы во времена всяких кризисов. - В целом, справедливое утверждение и проистекает из приверженности потребителей бренду. То есть, если вы купили франшизу у крошечной сети, то это верно только отчасти – например, центральный офис может пойти вам навстречу и временно разрешить не платить роялти. То есть, у вас может быть такой резерв, который может оказаться решающим при выживании.
- Вы получаете регулярную рекламно-маркетинговую поддержку.
- Недостатки тоже есть. В частности:
- Франчайзинговые отношения подразумевают собой дисциплину. Тем, кто не готов смириться с этим, лучше не связываться с франчайзингом. Компании это понимают и, некоторые из них в качестве одного из требований к своим потенциальным партнерам выдвигают опыт работы по франчайзинговой схеме.
- Принимая условия франшизы, вы должны создавать свое кафе по определенным критериям, отступить от которых не можете. Например, вам кажется, что можно существенно сэкономить на использовании дорогих отделочных материалов и без потери качества, как вам кажется. А продавец франшизы будет требовать от вас неукоснительного соблюдения всех его стандартов. Ведь с его точки зрения ваше стремление сэкономить означает то, что вы не полностью прониклись духом концепции его бренда, до вашего просветления еще очень далеко и, поэтому с вами лучше вообще не связываться. Можно подобные нюансы рассматривать как угодно, но можно совершенно определенно утверждать, что во многих случаях продавец оказывается прав. Впрочем, не прав тоже бывает, хотя и реже.
- Франчайзинговая схема не всегда оперативно реагирует на какие-то местные особенности. Например, вы хотите ввести в меню бутерброд из местной рыбы, поскольку, как вам известно, ее любят. Но, головная компания вполне может вам отказать, поскольку это не укладывается в единый стандарт.
- Организация франчайзиногового предприятия по затратам вполне может оказаться выше организации собственного, хотя риск будет во втором случае выше.
В общем, если сравнивать франчайзиноговое предприятие и свое собственное, то нельзя сказать, что именно предпочтительнее. Все зависит от вполне конкретных обстоятельств, таких как, продукт, условия франшизы, региональные особенности, вашего опыта; – если вы хотите большей свободы в кафе, открытом на ваши собственные деньги, тогда, вероятно, есть смысл задуматься о самостоятельном заведении. Тем более, что наличие профессиональных консультантов сделает процесс становления относительно быстрым и безболезненным. Ну, а если вы опасаетесь остаться со своим кафе один на один, то стоит задуматься о франшизе.