Для восстановления рентабельности бьюти-индустрии понадобится не один год, констатирует мастер-франчайзи французской сети салонов красоты Guinot в России Наталия Зазерская. А вот вернуть другие показатели к докризисным уровням можно и нужно в самые кратчайшие сроки. Какой урон COVID-19 нанес бьюти-сегменту, как бизнес выкарабкивается из кризиса, какие тренды определят состояние рынка в будущем году и как выглядит портрет потребителя, пережившего пандемию, Наталия рассказала в интервью Buybrand.ru.
Buybrand.ru: Каковы потери вашего сегмента за время пандемии?
Наталия Зазерская: — Пандемия нанесла большой ущерб всей бьюти-индустрии в целом. Есть салоны, которые просто не открылись после выхода с карантина. Если говорить про наши салоны, то в Московских салонах оборот снизился на 17%, в Санкт-Петербурге — на 25% .
BB.ru: Сколько времени сегменту потребуется для возвращения к докризисным показателям?
Н.З.: — Наш основной показатель — выручка. Достигнуть докризисный объем продаж можно и нужно уже через 3-5 месяцев, иначе просто не выжить. Есть два основных фактора, влияющих на объем продаж: первый — покупательная способность населения, второй — цены. Это связанные показатели, они зависят друг от друга. Главное — не ошибиться в стратегии выхода из кризиса. Второй важный показатель — рентабельность, возвращение этого показателя к докризисному уровню очень сложно прогнозировать, могу предположить, что для его восстановления понадобится не один год. Но на сегодняшний день кризис еще не закончился, и чем дольше ситуация не стабилизируется, тем сложней и дольше мы будем восстанавливаться.
BB.ru: Что сейчас в большей степени помогает выживать?
Н.З.: — Необходимо адаптироваться — использовать «супер силу хамелеона» малого бизнеса. В малом бизнесе легче осуществлять контроль над рабочими процессами, смотреть, что работает, что нет, меняться в зависимости от ситуации и делать это без особого влияния на бизнес по сравнению с большими корпорациям
BB.ru: Кто легче переживает пандемию? Какой ценовой сегмент?
Н.З.: — Я не аналитик и не могу говорить за других, тем более кому легче. У всех свои нюансы. Люксовый сегмент цены не снижал, даже вырос на 3-5 процента.
BB.ru: Кризис сказался на поставках и стоимости косметической продукции?
Н.З.: — На поставках не сказался. Продукция приходит без перебоя, тут все налажено. Стоимость товара не повышается и в этом нам помогают наши французике партнеры Guinot, которые учитывают пандемию и обвал рубля.
BB.ru: Франчайзинг на фоне кризиса давал какие-то преимущества?
Н.З.: — Безусловно, преимущества есть и у франачайзера, и у франчайзи. На то он и Франчайзинг. Прежде всего, специальные условия: цены, наличие товара, что немаловажно. Стратегии и конкретные механизмы, которые тут же без промедления запускаются.
BB.ru: Какие тренды индустрии сформировала пандемия?
Н.З.: — Тренды пандемии — это усиление виртуального пространства. Все уходит в цифру, включая человеческий контакт и человеческие взаимоотношения. Кто бы мог предположить, что бьюти индустрия там тоже окажется. Мы (косметологи) научились взаимодействовать с клиентом через виртуальные консультации, уроки по уходу за кожей, представления новинок и даже skin party. Мы персонализируем советы и рекомендации по уходу за кожей (и во время пандемии человек хочет иметь здоровую и красивую кожу). Мы передаем человеческий контакт, который так сегодня необходим, в форме виртуальных прикосновений.
BB.ru: Как изменились потребительские предпочтения и портрет потребителя?
Н.З.: — Да, конечно, в основном это выражается в снижении активности выполнения услуг в салоне. Покупают больше продуктов для домашнего ухода, компенсируя таким образом недовыполнение профессиональных услуг. Клиенты стали более осторожными и обращают внимание на безопасность.
Основные черты постковидного потребителя: появилась повышенная тревожность, повышенная эмоциональная чувствительность. Есть проявление потребительского экстремизма. И рациональный подход к финансам.
BB.ru: Можно ли вынести из этого кризиса какие-то уроки и подготовиться к следующему?
Н.З.: — Многие думают, что мир замер. Но это не так. Мир активен как никогда. В природе не бывает пауз. Да, мы живем в эпоху глобальных изменений и мы должны подстраиваться, и сейчас самое время , когда нужно отпустить то, что не работает, может то, что было существенным и актуальным полгода назад, теперь больше не работает. Надо быть открытыми для новых идей и принимать изменения. Ведь лучшие результаты работы происходят во время перемен. И еще, что мы вынесли из пандемии, что мы безумно скучаем друг без друга, без человеческого общения наша жизнь превращается в большую черную дыру. И это надо восполнить.