В Центральном доме предпринимателя (ЦДП) вчера состоялась встреча франчайзеров и членов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), экспертов и банкиров с представителями Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы (ДНППП). В неформальной обстановке прошли обсуждения возможностей и конкретных предложений в развитии столичного франчайзинга и некоторых программ стимулирования МСБ. Речь также шла о формах и направлениях госсодействия франчайзинговым системам, в которых город кровно заинтересован с точки зрения выстраивания цивилизованного рынка, налоговой транспарентности и противодействия кризисной безработице.
Во встрече участвовали представители порядка 40 очень разных по профилю компаний (всего в РФ, по данным EMTG, действуют порядка 603 франчайзинговых систем, примерно треть из них участвуют в ежегодных выставках BuyBrand) и нескольких банков, не вполне равнодушных к слову «франчайзинг». Итак, среди участников встречи: Attirance, Country Chiken, Le Futur, Cash&Carry, Westland, Subway, ГМР «Планета Гостеприимства», «Перекресток-Экспресс», «Крошка Картошка», «Руян-Экспедиция», «Росинтер», «Инвитро», «Центробувь», «Франкон», «Хорошие Новости», многие другие франчайзеры, а также Сбербанк, Промстройбанк, Банк торгового финансирования.
Главный приглашённый чиновник – зам. руководителя вышеуказанного Департамента Михаил Герасимов – приехать в ЦДП не смог по причине подготовки выступления мэра Собянина. Его роль «главного чиновника» на встрече исполнил Станислав Супрунов, начальник управления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Среди активных участников дискуссии – Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ; Екатерина Сойак, член Совета директоров РАФ, гендиректор компании E.M.T.G.; Сергей Амбросов, гендиректор компании «Инвитро»; Валерий Тараканов, совладелец компании «Экспресс Ритейл». Ниже в моём изложении последуют выступления, реплики, комментарии, сведённые воедино по каждому спикеру – в реальности они были «разбросаны» по всей встрече. Начнём с гостя, который смог прийти на встречу – того, кто держал круговую оборону, взамен отсутствовавшего шефа.
Станислав Супрунов, сделал акцент на подпрограмме ДНППП на 2012-2016 годов в рамках общей программы стимулирования экономической деятельности правительства Москвы. Занятно, что в подпрограмме, заканчивающейся в 2016-м зафиксирована цель превращения Москвы к 2020 году в «один из лучших город Восточной Европы» для создания бизнеса и последующего предпринимательства. Нестыковочка хронологии, но цель более чем желанная для франчайзинговых систем! Публикуем эту самую подпрограмму, в рамках которой при некоторой детализации может найти своё достойное место франчайзинг. Читайте – там много поучительного, на что можно претендовать и на что ссылаться в отстаивании своих интересов во властных коридорах.
Станислав Супрунов, начальник управления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, считает, что на федеральном и городском уровне есть немало мер поддержки МСБ, но многие о них просто не знают. Для информирования и советов предпринимателям создаётся Центр компетенции.
Ещё одна проблема, касающаяся, по мнению Станислава Супрунов, и многих франчайзи, это обучение малых предпринимателей, поскольку из-за погружения в дела они не всегда сами соответствуют требованиям времени и по соображениям экономии не имеют возможности нанять высококвалифицированных специалистов. Необходимо создать систему разнообразных курсов, на которых часть затрат на обучение будет компенсироваться московскими властями.
Что касается адресной городской финпомощи для франчайзи, то московский чиновник согласился с гендиректорм «Инвитро» в том, что в предпринимательской среде до недавних пор было неверие, мешавшее за ней обращаться. Заседания финансовой комиссии в ЦДП проходили в закрытом режиме. С приходом в мэрию новой команды положение меняется. Причём программа помощи для МСБ действует в отношении как юридических, так и физических лиц. Однако сохраняется «табу» на помощь торговому сектору, доходность и удельный вес которого в Москве, по мнению чиновников, и так слишком большие даже по сравнению с европейскими мегаполисами. То есть на сегодняшний день деньги от города могут получать лишь предприятия сферы услуг и производства.
Поскольку субсидиями всё равно всем не поможешь, ДНППП будет взаимодействовать с коммерческими банками, тем более, что в Ассоциации российских банков сейчас разрабатываются новые специализированные продукты для МСБ.
Екатерина Сойак, член Совета директоров РАФ, гендиректор компании E.M.T.G. обратила внимание присутствующих на некоторую разницу в подходах государства и предпринимателей к тому, что необходимо для комфортного существования франчайзинга. «Это как граждане с Болотной площади: власть предлагает им один (засушенный) регламент митинга, а они хотят другой, – добавила г-жа Сойак. – Мы давно настаиваем, что франчайзинг своей надёжностью и способностью развивать малый бизнес заслуживает особых условий». Гендиректор E.M.T.G. обозначила неожиданную, но весьма интересную схему для московских структур при оказании денежной помощи франчайзинговым стартаперам. Cумма, скажем, до 800 000 руб. выделяется на субсидирование паушального взноса. Выплата производится напрямую компании-франчайзеру на основании подписанного договора с франчайзи. Франчайзер, как правило, известный бренд, крайне заинтересован в успешном и долгосрочном сотрудничестве со своим франчайзи, поэтому с особой тщательностью производит выбор будущего пользователя товарным знаком и технологиями ведения бизнеса, что практически исключает варианты получения субсидии некомпетентными или недобросовестными предпринимателями».
Екатерина Сойак рассказала о «великолепной четвёрке» во франчайзинге, чьё налаженное взаимодействие может быть исключительно плодотворно. Речь шла о связке московское правительство-банкир-франчайзер-франчайзи. « Если бизнес франчайзера показывает хорошие результаты, банки могут предоставлять кредиты по более низким ставкам франчайзи , которые будут частично защищены госгарантиями, - отметила она. – 50% кредита гарантируется залогом оборудования или другим имуществом франчайзи, а 50% предоставляется гарантийным фондом или иным государственным институтом. Сумма гарантии может быть лимитирована. При этом за кредит под госгарантию может взиматься комиссия. Франчайзер, франчайзи и банк также могут дополнительно заключить соглашение, предусматривающее возможность передачи франчайзеру бизнеса франчайзи и переводом на него долга в случае, если кредит не будет возвращен франчайзи».
Екатерина Сойак высказала критическую реплику в адрес Станислава Супрунова по поводу традиционного исключения торговли из объектов приложения финансовой помощи Московского правительства. Дело в том, что во франчайзинге торговая сфера составляет более половины всех предприятий.
Тему подхватил Валерий Тараканов, совладелец компании «Экспресс Ритейл», развивающей формат «Перекрёсток-Экспресс». Его беспокоит тот факт, что вопреки всем обещаниям на федеральном и городском уровнях, так и не появилась служба одного окна. Между госорганами и даже их подразделениями нет должного электронного обмена информационно-справочными материалами, и потому сбор бесконечных справок и иных документов – бесконечен и по-прежнему отравляет жизнь любому бизнесу. Получается, что государство само по себе, франчайзинг сам по себе. Валерий Тараканов подчеркнул, что участники франчайзинговых отношений почти всегда возвращают ссуды, так как там наблюдается взаимная ответственность. Тогда как в обычном малом бизнесе возврат ссуд нередко срывается. Это обстоятельство должно быть принято во внимание соответствующими госструктурами, если им не безразлична судьба выданных денег.
Сергей Амбросов, гендиректор компании «Инвитро» сделал упор на снижении налогового бремени – «тогда и не нужно никаких программ содействия. Но коли такой возможности нет, нужно предметно определиться: кому и как помогать, как информировать сообщество о предпринимаемых шагах. «Некоторые наши франчайзи уже получали безвозвратные госсубсидии в размере 500 тыс. рублей, – констатировал гендиректор «Инвитро». – И, конечно, никому из коллег не рассказали, чтобы место не портить. Мы сами разослали эту информацию кому сочли нужным. Поразительно, но мало кто заинтересовался! Сохраняется большой скепсис, люди просто не верят в финансовую помощь государства. Хотя я сам лично видел, как за час на соответствующей комиссии Московского правительства была оказана адресная помощь 20 компаниям».
Сергей Амбросов упомянул о работе Центра кредитования МСБ, возглавляемого г-ном Ермолаевым. Но поскольку речь идет о кредитах там гораздо больше сложностей и ограничений, чем, скажем на упомянутой комиссии. «Мы провели эксперимент, выбрав образцового франчайзи с потребностью в развитии имеющихся и открытии новых точек, – продолжает Сергей Амбросов. – Разослали его данные и запрос в пять банков с предложением ссудить деньги отнюдь не новичку с действующим прибыльным бизнесом. Пришлось подождать, но ответы пришли, в том числе от Сбера, Промсвязьбанка. Но их условия – либо по сумме (уменьшенной), либо по процентной ставке (завышенной), либо по обоим параметрам были неинтересными. В результате из всей пятёрки остался малоизвестный Росдорбанк.
Егор Чернышев, директор отдела франчайзинга ГК «Крошка Картошка» обратил внимание начальника управления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Станислава Супрунова на ситуацию с малым общепитом тонерами и киосками, которые московские власти «зачистили» в прошлом году. Те, кто вынужден был пройти через новые конкурсы и установить новые модули с новыми затратами, до сих пор не могут добиться их подключения к электроснабжению и нет нормативных требований по их оформлению, в том числе размещению сетевых логотипов (брендов). Люди потеряли время, деньги, энергию и не могут возобновить коммерческую деятельность.
Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ, подводя итоги, подчеркнул, что формат данной встречи трудно определить. Зато ясна цель – диалог с представителями правительства Москвы. Исполнительный директор обратил внимание на то, что помимо всего высказанного в пользу франчайзинга на этой встрече этот вид партнерского бизнеса – идеальный инструмент для перевода инновационной деятельности, модернизации предприятий в плоскость высокодоходного бизнеса. А ведь это именно то, что не получается у государства несмотря на все призывы и колоссальные затраты. В качестве примера Юрий Михайличенко привёл масштабную высокорентабельную деятельность компании 1 С.
Он призвал франчайзеров выработать консолидированную позицию на тему «Чего мы ждём от государства» и обратиться к властям с соответствующим посланием.