Главное при выборе франшизы – это четкие критерии, по которым вы, собственно, и свой делаете выбор. Это тот самый первый шаг, от которого зависит очень многое, по сути всё: ваша прибыль, устойчивость и успех вашего бизнеса, ваша личная удовлетворенность.
Кроме ваших собственных критериев (предпочитаемый сегмент, ваш личный опыт, размер первоначальных инвестиций, который вы можете себе позволить и т.д.), можно и нужно пользоваться всеми доступными инструментами, а именно: мнениями других предпринимателей, уже вовлеченных в этот бизнес, советами экспертов и, конечно, рейтингами франшиз, которых на нашем рынке немало.
Вопрос: на какие рейтинги действительно можно опереться?Вопрос для российского рынка франчайзинга не праздный, ведь рейтинги франшиз, которые составляются в России, зачастую не дополняют друг друга, предоставляя предпринимателям максимально полную и объективную картину, а напротив – друг другу противоречат, еще больше запутывая и даже вводя в заблуждение.
К сожалению, даже раскрученный и престижный бренд (вроде российского Forbes или РБК), под которым может быть составлен рейтинг франшиз, не гарантирует его качество и достоверность. Более того, и это самое «удручающее», бренд даже не гарантирует, что в этот рейтинг войдут все компании-франчайзеры, достойные этого.
Почему? Да потому что составители рейтинга могут иметь свои собственные критерии отбора франчайзеров для своего рейтинга. И эти критерии часто не имеют ничего общего с реальностью российского бизнеса.
Составители не так давно опубликованного рейтинга РБК пишут о своих критериях так: « Мы запросили в Роспатенте информацию о 200 самых популярных товарных знаках, по которых были зарегистрированы договоры коммерческой концессии в течение 2015 года, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим знакам и общем количестве договоров каждой компании с франчайзи на конец 2015 года».
Вопрос: почему только те франчайзеры, которые используют договоры коммерческой концессии (ДКК), вошли в данный рейтинг?Для начала определимся, что такое ДКК.
Статья 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») определяет договор коммерческой концессии как договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав , включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). По договору коммерческой концессии возможно также использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном сторонами объеме. Поскольку отношения по использованию передаваемых объектов интеллектуальной собственности являются по своей сути лицензионными, к договору коммерческой концессии применимы правила о лицензионном договоре, содержащиеся в части IV ГК РФ.
Вопрос: есть ли альтернативные формы оформления юридический отношений между франчайзером и франчайзи? Да. И немало.По оценке Вадима Ускова, генерального директора юридической компании «Усков и партнеры», которая уже много лет работает с российскими и международными франчайзерами, всего 30-40% всех компаний, заявляющих себя как франчайзеры, работают со своими партнерами по ДКК. Остальные компании пользуются лицензионными договорами, договорами смешанной лицензии или, чаще всего в ритейле, обходятся договорами поставки и услуг.
То есть больше половины франчайзеров в России не используют ДКК, на что у них есть свои весьма веские причины.
Первая и главная: регистрация такого договора в Роспатенте – это длительная и дорогая процедура.
|
|
|
Иногда сама структура компании не позволяет ей заключать подобного рода договоры, ведь зачастую владельцем товарного знака является некий номинальный держатель (например, оффшор), который деятельности не ведет и не может быть эталоном копируемого бизнеса, поставки осуществляет другая компания, зарегистрированная в России, а интеллектуальные права находятся в третьей компании. Тогда для компании наиболее приемлемым становится договор смешанной лицензии + договор поставки.
|
Укажем еще на несколько нюансов, которые также заставляют франчайзеров выбирать не ДКК, а другие формы договоров:
1. Любое новое соглашение, любую новую опцию, изменение стандартов, что часто происходит в процессе работы, необходимо заново проводить и регистрировать через Роспатент.
2. ДКК нельзя расторгнуть в одностороннем порядке, и именно это часто портит жизнь франчайзерам при возникновении конфликтной ситуации с партнером.
Важно понимать, что для франчайзера важно не только хорошо начать взаимодействие с франчайзи, работать с ним, но и корректно и красиво расстаться, если на то будут причины – надо признать, что франчайзи не реже, а может, и чаще «обижают» своих франчайзеров (не доплачивают роялти, не соблюдают стандарты и регламенты, да и просто меняют вывеску, как только заведение «раскрутилось»).
«В свое время довольно большая сеть «Ол!Гуд» столкнулась с неприятной ситуацией, - рассказывает В. Усков. - Партнер из Ульяновска, с которым был заключен договор на открытие одного магазина, открыл два. Так как роялти по договору должно было выплачиваться не с оборота, не с прибыли, а с квадратного метра площади магазина, получалось, что франчайзи ежемесячно не доплачивал примерно 50% того, что должен. Сеть подала в суд. И только потому, что это был не ДКК, а авторская лицензия + договор поставки, удалось этот суд выиграть. Этот договор включал в себя, в том числе, и фотографии оформления пространства магазина из брендбука, по которым сразу стало очевидно, что имеет место нарушение. Именно это обстоятельство и сыграло ключевую роль в этом процессе. Дело в том, что за нарушение авторского права довольно легко привлечь к ответственности – судебная практика по статье 146 УК РФ огромна. Если же мы говорим о нарушениях по товарному знаку (статья 180 УК РФ), то тут выиграть суд очень и очень сложно, прецедентов практически нет. Поэтому, даже начав работать с партнерами по ДКК, франчайзеры иногда меняют эту форму на другую, более удобную».
|
|
То есть, ДКК – всего лишь одна из юридических форм оформления отношений франчайзера и франчайзи. Хорошая, грамотная форма, у которой есть немало сторонников. Но не единственная.
|
На рынке есть немало сторонников именно ДКК.
|
|
Кстати, по поводу этого «главного плюса» ДКК, а именно регистрации в Роспатенте, мнения тоже не однозначны. Да, ДКК надо обязательно регистрировать, но и другие формы договоров, где фигурирует товарный знак, тоже подлежат регистрации в том же Роспатенте.
|
Итак, если договор составлен правильно, то, по большому счету, неважно, какой это договор.
Это что касается рейтинга РБК 2016. Пойдем дальше.
Представьте, что должен думать предприниматель, который в прошлом году отрыл год назад рейтинг франшиз Forbes и обнаружил там сеть квестов «Клаустрофобия» на первом месте. Доверившись изданию, предприниматель купил эту франшизу. Однако спустя год этой компании не оказалось в рейтинге Forbes вообще. То есть, за год компания проделала путь от лидера рейтинга до полного аутсайдера? Но ведь, выбирая бизнес, предприниматель, в первую очередь, надеется, что бизнес окажется устойчивым, и приемлемый доход от этого бизнеса он будет получать не только в течение одного года, но и в дальнейшем.
Надо сказать, что последний рейтинг франшиз Forbes «озадачил» многих. И вопросов он вызывает ну просто огромное количество.
|
Так что при всем уважении к вышеозначенным изданиям, мы, со своей стороны, советуем предпринимателям все же не обманывать себя, анализировать каждую франшизу самостоятельно и подвергать сомнению любые, пусть даже брендированные и уважаемые источники информации. В конце концов, за вложенные Вами деньги отвечают не журналисты, которые сдали номер в печать и забыли о нем навсегда, а Вы сами. В этом и заключается суть любого бизнеса.
BUYBRAND Inform