Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Неизведанные пути развития бизнеса

26.10.2015
8064
Франчайзинг: что думают о нём российские предприниматели?

Ольга Львовская, руководитель PR-службы НАФИ

Франчайзинг: для одних это слово скрывает огромный смысл, для других - вообще ничего не несет. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело масштабное исследование, чтобы определить перспективы развития данной бизнес-модели и узнать отношение к ней предпринимателей.

Что скрывает франчайзинг?

С франчайзингом знакома достаточно большая доля представителей бизнеса. По результатам опроса НАФИ*, проведенного в феврале 2015 года, 26% российских предпринимателей хорошо знают значение данного понятия, 54% что-то слышали об этом, 21% не знакомы с этим термином вовсе.  Результаты второго этапа исследования, которое было проведено уже в июле текущего года, показали: доля хорошо осведомленных о подобной бизнес-модели увеличилась, достигнув 45%, а число тех, кто «что-то слышал», стало меньше – их доля сократилась до 32%.

Возможно, такие перемены связаны с повышением активности Российской ассоциации франчайзинга, а также с увеличением общего числа мероприятий, так или иначе, связанных с ведением бизнеса по данной модели. Увеличилась и частота упоминаний о франчайзинге в СМИ. Но, как мы дальше увидим, этого не всегда достаточно.

Самый низкий уровень осведомленности, как в первой, так и во второй волне, зафиксирован среди опрошенных предпринимателей в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства. Больше всего информированных оказалось в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере недвижимости, а также в оптовой и розничной торговле. 

В ходе первого этапа исследования заявившим о своей осведомленности было предложено объяснить значение франчайзинга, и две трети смогли сделать это правильно. Затруднился с ответом каждый десятый, еще четверть дали неправильное определение. Например, некоторые из предпринимателей указали, что «франчайзинг» - это выкуп бизнеса, приобретение идеи или торговой марки, открытие филиала. Другие предполагали, что это определенный банковский продукт.

Чем крупнее бизнес, тем вероятнее предприниматель осведомлен о франчайзинге. Безошибочно определить значение термина смогли все представители крупных компаний. Среди малого и среднего бизнеса таких набралось примерно две трети. Вероятно, это связано с тем, что последние просто проявляют меньший интерес к подобной схеме ведения своего собственного дела, полагая, что она слишком затратная. К тому же, у большинства предпринимателей франчайзинг ассоциируется со сферой общественного питания и торговли с высокими барьерами входа (87% и 76% соответственно среди осведомленных о франчайзинге).

Третью позицию по частоте упоминания связанных с франчайзингом сфер занимают услуги (57%). Почти каждый второй предприниматель упомянул туризм (52%). 

Отрасль производства отметили 51% опрошенных, но конкретные компании в этой сфере смогли назвать единицы. Куда больше людей привели в качестве примера McDonald’s. Этот бренд занимает первую строчку и в общем рейтинге известности франшиз, составленным НАФИ, в результате опроса предпринимателей. Его упомянули 49% участников исследования. Subway вспомнили 14%, а KFC – 8%. В сумме почти десятая часть опрошенных назвали различные магазины одежды, такие как Zara, Mango, Adidas, Zolla, H&M.

По прогнозам исполнительного директора РАФ, Юрия Михайличенко, со временем структура франчайзингового рынка изменится. Производители все чаще будут использовать данную бизнес-модель для продвижения продукции и услуг своей компании через создание собственной франшизы, которая поможет популяризировать бренд как в России, так и за ее пределами. 

Руководитель направления корпоративных исследований НАФИ, Ольга Стасевич, в свою очередь отметила, что «несмотря на положительные тренды, франчайзинг в России несколько отстает от Европы, и на текущий момент его можно охарактеризовать как торговый, а это эволюционно одна из начальных стадий его развития».

Какие плюсы в себе таит?

Первый этап исследования, реализованный в феврале 2015 года, показал: 45% представителей бизнеса, информированных о том, что из себя представляет франчайзинг, считают, что работать по подобной схеме выгодно. Противоположной точки зрения придерживается почти каждый четвертый опрошенный, около трети затруднились оценить выгодность такой модели развития. 

Основными преимуществами ведения бизнеса в формате франчайзинга предприниматели признали возможность работать от имени известного бренда и по проверенной бизнес-модели, это отметил каждый третий (36% и 34%). 21% участников исследования считают, что бесспорным преимуществом является наличие совместной рекламы, позволяющей оптимизировать расходы на продвижение. 

Будущее за франчайзингом.

Готовы ли предприниматели становится франчайзерами? В ходе второго этапа исследования утвердительный ответ дали 21% опрошенных. Ровно половина сказали свое решительное «нет», остальные с ответом затруднились. 

Чем меньше бизнес, тем больше он готов применять модель франчайзинга. Так, если среди малых предприятий допускают возможность развиваться по данной схеме 23% компаний, то среди крупных – 17%.

Самая высокая доля желающих развиваться по системе франчайзинга также зафиксирована в сегменте компаний, основанных с 1991 по 2000 годы (27%). Среди молодых предприятий, стартовавших после 2001 года, таких 21%, а среди образованных до 1990 только 3%.

Отраслевой анализ показал, что больше всего желающих оказалось в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (50%), в сельском и лесном хозяйства, охоте и рыболовстве (25%). Меньше всего – в отрасли транспорта и связи (8%) и обрабатывающем производстве (13%).

Причин, по которым компания не может развиваться по модели франчайзинга, было названо множество. Самая популярная из них – опасения, что на франшизу не будет спроса (17%). 16% отметили, что им недостаточно информации о том, как работает франчайзинговый бизнес. Столько же указали, что данная схема не очень успешна, еще 11% полагают, что на их рынке подобная модель неприменима. Целых 34% не смогли назвать какие-либо причины.

Одно дело, когда предприниматель по каким-то причинам просто не видит возможности развивать свой бизнес по франчайзинговой модели, и другое, - когда он просто не хочет этого делать. Самой основной причиной в этом случае является та же нехватка информации о том, как работает бизнес по данной схеме (11%). Каждый десятый признался, что не хочет появления новых конкурентов на рынке. Еще 7% просто не желают предоставлять другим предпринимателям право на их бренд или бизнес-модель. Не смогли привести аргументы в защиту своей позиции подавляющее большинство – 69%.

Налицо недостаток информации о франчайзинге. Да, многие могут сказать определение, основные плюсы и минусы, но это лишь поверхностные знания. Основная масса предпринимателей не задумывается о том, чтобы масштабировать свое дело с использованием франчайзинговой модели, затрудняясь при этом назвать причины такой позиции.


Перспективные отрасли развития

Поскольку в отраслях общественного питания и ритейла скоро наступит насыщение, франчайзингу потребуется искать новые пути расширения. В экспертном сообществе все чаще обсуждается развитие бизнеса по соответствующей модели в производственной и сельскохозяйственной сферах.

Как уже упоминалось, в сельском хозяйстве уровень осведомленности о том, что такое франчайзинг, один из самых низких – 33% предпринимателей вообще ничего не знают о данном термине.

В этой отрасли 36% компаний не рассматривают возможность ведения бизнеса по модели франчайзинга. При этом каждый четвертый представитель сельского хозяйства считает такую модель не очень успешной, 17% опасаются отсутствия спроса, одинаковое количество участников исследования (13%) указали на недостаток информации и сложную экономическую ситуацию. Только 2% опрошенных отметили, что в их сфере развиваться по франчайзинговой модели нельзя. Это на 9% меньше, чем в целом по выборке.

Те же, кто просто не хочет становится франчайзером, обосновывают это, снова, нехваткой информации (12%). 9% сетуют на ограниченный рынок сбыта и нежелание самому же способствовать повышению уровня конкуренции. Еще 6% не хотят предоставлять сторонним компаниям право на свой бренд или бизнес-модель.

Представители производственной сферы менее готовы к развитию компании посредством франчайзинга. Так, среди них только 13% считают возможным применить данную бизнес-модель, что в два раза меньше показателей в сельском хозяйстве. Одинаковое количество опрошенных (по 18%) считают, что развитие по франчайзингу не очень успешно, на бренд или бизнес-модель не будет спроса. Столько же участников исследования отметили нехватку информации о таком способе ведения своего дела.

Причин, по которым производственники не хотят становится франчайзерами было обозначено только две: ограниченный рынок сбыта в сочетании с нежеланием, чтобы на нем появились конкуренты (22%) и уже не раз обозначенный недостаток информации (11%). 

Что делать?

Хорошим способом развития агробизнеса, в том числе, по франчайзинговой модели, является присоединение к фермерскому сообществу. Стоит признать, что российские предприниматели об этом мало знают. Абсолютно все опрошенные представители сельскохозяйственной отрасли не смогли ответить на вопрос о том, готовы ли они присоединиться к фермерскому сообществу для совместного создания бренда и бизнес-модели, которую можно было бы продавать в качестве франшизы.

То, что в Америке или в Европе является обычным делом, для российского предпринимателя – тайна, покрытая мраком. Но несмотря на трудности, агрофраншиза в России начинает активное развитие.

Одним из первых данную бизнес-модель в российском сельском хозяйстве опробовал Александр Коновалов, основатель экофермы «Коновалово» (2009 год). За короткий срок предприятие привлекло к себе других участников рынка, став объединением «Экокластер». Сегодня это крупнейшее в России добровольное объединение производителей, поставщиков и продавцов натуральной, экологически безопасной и функциональной продукции под брендом «Экоферма». С ним сотрудничают сотни фермеров, переработчиков и владельцев агротуристических комплексов в 37 регионах России. Таким образом, сельхозпроизводители, используя новые технологии и высокие стандарты качества, способны замещать импорт европейских экопродуктов.

Еще одним примером внедрения инноваций может служить программа Министерства сельского хозяйства Пермского края, реализуемая с 2012 года. В ее рамках предпринимателю, желающему приобрести агрофраншизу, покрывается до 50% расходов на оборудование и технологию. Помимо этого, Минсельхоз может помочь в поиске клиентов за определенный процент от заказа. Благодаря господдержке в Пермском крае появляются агрофраншизы по выращиванию кроликов и форели, рассады цветов и овощей, созданию технологичной пасеки и др.

Будучи частью франчайзинговой группы, партнеры делятся знаниями и опытом, ресурсами и маркетинговыми идеями. Такое сотрудничество дает возможность развиваться быстрее и с более низкими затратами.

Куда больше успешных примеров можно найти, обратившись к опыту США.

В Соединённых Штатах франчайзинг как способ развития фермерства и в целом сельского хозяйства существует давно. Известный на всю Америку бренд Farm Stores ведет отсчет своей истории с 1957 года. На сегодняшний день это самый большой, работающий по системе drive-thru, магазин сельхоз продукции в США, совмещающий в себе пекарню и ресторан. Благодаря франчайзингу Farm Stores дал сотни предпринимателям возможности для развития бизнеса, общий капитал которого составляет 700 миллиардов долларов. 

Уникальным в своем роде является американский бренд «Got Produce?». При использовании гидропонных методов в производстве им удается значительно сократить количество воды, земли и энергии, необходимых для выращивания продукции. Вероятно, подобный метод ляжет в основу решения, способного удовлетворить растущий спрос населения на безопасные и свежие продукты. За 15 лет своего существования специалисты «Got Produce?» создали огромное количество теплиц в Соединенных Штатах. С помощью франчайзинга компания выходит на мировой рынок.

Российский агрофранчайзинг по сравнению с американским очень молод. Подобная модель развития бизнеса в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности распространяется, но медленно. Между тем, создание франшиз и их объединение в кооперативы могли бы стать хорошим ответом на такие проблемы отрасли, как трудности в получении кредитных ресурсов, проблемы сбыта и модернизации.

 

* Инициативные репрезентативные всероссийские опросы НАФИ. Проведены в феврале и июле 2015 г. Во время первого этапа, проведенного в феврале, было опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Во время второго этапа было опрошено  616 предпринимателей (за счет увеличения числа опрошенных, представляющих отрасли сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйство, обрабатывающего производства).

Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий