Во-первых, для франчайзера одна из главных задач — обеспечить сохранность конфиденциальности информации, которую он предоставляет франчайзи.
«Многие пишут в договоре, что информация не подлежит разглашению, и точка. Что происходит после прекращения действия договора? Прекращается и требование о сохранении конфиденциальности. После этого ваш бывший франчайзи может продать информацию вашему конкуренту, и ничего ему за это не будет. Поэтому обязательство должно быть бессрочным, это нужно прописать в договоре», — рассказал Руслан Гафуров, старший юрист практики разрешения споров Nevsky IP Law.
Вторая ошибка: не предусмотреть механизм контроля реверс-инжиниринга.
• Реверс-инжиниринг — метод анализа созданного механизма или решения с целью его доработки или копирования. «То есть, по сути, это несанкционированная доработка вашего решения вашим же франчайзи. Чтобы этого избежать, мы советуем патентовать все свои решения и весь функционал», — говорит старший юрист практики разрешения споров Nevsky IP Law Ангелина Скворцова.
Третья проблема — как правильно контролировать размер выплачиваемого роялти. «Проблема в том, что франчайзи могут мухлевать с отчетами. Таким образом, франчайзер будет терять часть денег».
Один из способов это предотвратить — прописать в договоре, что франчайзер имеет беспрепятственный доступ к помещениям и складам, чтобы следить за остатками продукции. Второй способ — обеспечить доступ к документации, в том числе через 1С. Можно прямо предусмотреть в договоре, что конкретная аудиторская организация раз в год собирает отчетность с франчайзи. И надо заранее определить, кто будет это оплачивать.
«Если все запущено, можно установить камеры в точке».
Очень часто франчайзеры не предусматривают в договоре, что будет с помещением, которое занимал франчайзи.
Представьте, что франчайзи уже открыл точку, наработал себе клиентов и решил расторгнуть договор и работать под другим брендом. Вы не сможете взыскать с него штрафы, если он открывает другое юрлицо с другими учредителями и другим гендиректором. «Вы, как франчайзер, просто не можете проследить прямую аффилированность и суде вы не докажете, что имеете право на применение штрафных санкций», — предупреждает Скорцова.
«Здесь нужно заключать трёхстороннее соглашение с арендодателем, по которому франчайзер имеет преимущественное право аренды это помещение», — советует юрист.
Пятая проблема возникла на фоне санкций: многие правообладатели из недружественных стран не могут рассчитываться с российскими франчайзи. Поэтому в России придумали счет «О», на который франчайзи перечисляют средства, а потом они могут поступить франчайзеру, но только когда это разрешит его правительство.
«Здесь два основных варианта: перенести российскую часть бизнеса на российское ООО, второй — проследить, что дружественное российское ООО будет являться вашим агентом по проведению расчетов», — говорит Гафуров.
Иначе плохо будет обеим сторонам: франчайзи продолжит платить, а франчайзер все равно не будет видеть деньги.