Юлия ЧАЮН, газета "Коммерсантъ С-Петербург"
На рынок Петербурга вышел новый итальянско-российский бренд женской одежды Bizzarro, развивающийся по франшизе. До конца 2014 года в городе будет открыто еще два таких магазина. По словам владельца бренда Bizzarro Валерия Зеленова, изначально он создавался на паритетных началах с итальянским партнером, который семь лет назад вышел из бизнеса. "Я выкупил половину за $130 тыс. Сейчас у нас несколько производств — одно находится в Новосибирске, его мощность в среднем составляет 20 тыс. изделий в месяц. Но мы купили дополнительные площади (примерно 800 кв. м по 20 тыс. рублей за квадратный метр) и хотим расширяться, правда, есть проблемы с поиском персонала, мало людей хотят работать на производстве, несмотря на адекватную зарплату. Все ткани возим из Италии. Кроме того, в Италии же мы шьем те вещи, которые требуют сложных технологических процессов, — рассказывает господин Зеленов. — Нашу продукцию мы реализуем через сеть магазинов франчайзи в России, Казахстане и Белоруссии. Сейчас у наших франчайзи 70 магазинов, кроме того, у нас есть четыре собственных магазина, в которых мы отрабатываем маркетинговые процессы, технологии продаж, которые потом предлагаем франчайзи. Мы сотрудничаем с ними по классической схеме: предоставляем возможность работать под нашим брендом, разрабатываем интерьер, они закупают нашу одежду, но не платят ни роялти, ни паушальный взнос".
По словам господина Зеленина, инвестиции в открытие магазина зависят от его месторасположения и колеблются от 1,5 до 3 млн рублей. Площадь магазинов составляет от 50 до 100 кв. м. Средний чек в магазинах составляет 2,5 тыс. рублей, оборот каждого магазина 20 млн рублей в год.
По словам Рината Касимова, франчайзи бренда (ООО "Рио"), пока его компания — это единственный франчайзи Bizzarro в Петербурге. "До конца следующего года мы намерены открыть еще два магазина, — рассказал господин Касимов. — Мы собираемся развиваться только в торговых центрах, так как это не требует дополнительных затрат, например, на рекламу, поскольку торговый центр генерирует стабильный поток покупателей".
Участники рынка считают, что история Bizzarro схожа с историей обувного бренда Carlo Pazolini, основанного российским бизнесменом Ильей Резником, который зарегистрировал этот бренд в Италии, а потом и в других странах. Сейчас магазины Carlo Pazolini работают во многих городах России, странах СНГ, а также в Италии, США и Великобритании.
Анна Никандрова, директор департамента торговой недвижимости "Colliers International Санкт-Петербург", говорит, что, безусловно, новые бренды интересны арендодателям. "На российском рынке ритейла и, в частности, на петербургском ощущается нехватка новых брендов, из-за чего даже возникает конкуренция между ТРК, расположенными близко друг от друга. Поэтому рынок ждет премьер. Что касается происхождения бренда — российский он или иностранный, не так важно. В качественном проекте главное, чтобы его уровень соответствовал концепции торгового комплекса. У бренда должен быть сильный маркетинг, бренд должен быть узнаваем, он должен иметь яркий бренд-бук, красивый дизайн витрин и магазинов и стабильную сумму среднего чека, — говорит она. — Что касается "текучки", то чем менее успешен торговый комплекс, тем выше процент ротации арендаторов. В качественных, успешных проектах, таких как "Галерея" или "Стокманн", ротация составляет 0,5 процента от арендной площади комплекса, тогда как в неуспешных этот показатель может достигать и 30 процентов".
Анастасия Балмочных, руководитель отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, говорит, что в настоящий момент доля вакантных площадей в торгово-развлекательных центрах Санкт-Петербурга составляет 6,1%. "Для сравнения: аналогичный показатель за второй квартал 2012 года составлял 5%. Ротация арендаторов — это нормальное явление. Средняя продолжительность присутствия оператора в торговом комплексе, как правило, зависит от срока действия договора. Если мы говорим о стандартной торговой галерее, то срок договоров аренды здесь в среднем составляет от 3 до 7 лет. Если речь идет о "якорных" арендаторах, то с ними, как правило, заключаются договоры на срок от 10 до 25 лет. В то же время темпы ротации арендаторов зависят от локации и концепции проекта. К примеру, высокая миграция арендаторов может быть связана с появлением более интересного проекта с более удачной концепцией и локацией", — поясняет госпожа Балмочных.