По данным сервиса Yandex.Wordstat, в этом году о покупке франшизы магазина россияне задумывались как минимум 270 тысяч раз. Это в шесть раз чаще, чем о франшизе кафе или ресторана, и в 19 раз чаще, чем о франшизе в сфере услуг *. Buybrand.ru выяснил, какие секторы и форматы в ретейле наиболее востребованы, какие бренды в них представлены и сколько стоит открытие по франшизе.
Франшизы магазина продуктов
Франшизы продуктовых магазинов популярного нынче формата «у дома» предлагают несколько сетей. Крупнейшую из них, «Фасоль», развивает немецкий ретейлер Metro Cash&Carry. Сеть насчитывает более 1500 магазинов по всей России, из которых только два являются корпоративными. Бренд показывал стабильный ежемесячный прирост в 30-35 точек с начала лета, в мае «Фасоль» пополнилась сразу 76 магазинами более чем в 30 городах России. На этом фоне не удивительно, что данной франшизой за год интересовались почти 52 тысячи раз. По личному опыту франчайзи «Фасоли» из Казани, при наличии работающего магазина инвестиции во франшизу составляют около трёх миллионов рублей.
Ещё одна популярная франшиза в сфере продуктового ретейла — «Пятёрочка». Информацию о ней искали почти 22 тысячи раз. Однако, в отличие от Metro, владелец «Пятёрочки» Х5 Retail Group активно развивает собственную сеть, а франчайзинг рассматривает только как дополнительный источник дохода. Сейчас по всей стране работает около 80 франчайзинговых магазинов под указанной вывеской — то есть всего 0,5% сети.
Крупный конкурент «Фасоли» и «Пятерочки» в сегменте магазинов «у дома» «Дикси» до сих пор не расширялся по франшизе, что вкупе с повышенным интересом к бренду давало богатую почву для мошенничества. Подробно об этом BUYBRAND.RU писал в материалах «Топ-3 фейковых франшиз» и «Франшиза „Дикси“: реальность или фейк?», однако фейковую франшизу «Дикси» продолжают «продавать» через различные ресурсы в интернете. Не известно, послужило ли это одним из поводов для запуска реальной франшизы от владельца сети, тем не менее в ноябре главный исполнительный директор «Дикси» Игорь Плетнев объявил о том, что ретейлер будет развивать франшизу небольших магазинов под брендом «Первым делом», ранее являвшимся частной маркой для товаров первой цены.
Франшизы алкомаркетов
А вот сеть алкомаркетов «Красное&Белое», которая находится на стадии слияния с «Дикси», как не продавала, так и не планирует продавать франшизу. Несмотря на то, что спрос на неё явно есть: за минувший год найти информацию о франшизе «Красное & Белое» пытались как минимум 45 тысяч раз.
Аналогично обстоят дела с несуществующей франшизой магазинов у дома «ВкусВилл». При том что компания неоднократно заявляла об отсутствии планов развиваться по модели франчайзинга, информацию о франшизе бренда ежемесячно продолжают запрашивать порядка 1300 раз.
КСТАТИ: Несмотря на кажущуюся прибыльность франшизы алкомаркета, спрос на покупку такого бизнеса относительно невысокий — всего около 400 запросов в поисковой системе в месяц. Франшизами рюмочных интересуются и того меньше — 50-60 запросов ежемесячно. Вероятно, причина в высокой конкуренции со стороны крупных сетевых игроков, а также трудностях получения лицензии на торговлю крепким алкоголем и запрет на продажи в ночное время.
Зато на франшизы, связанные с пивом, спрос стабильный — в месяц франшизу пива ищут примерно по 2700 раз (около 32,5 тысяч за год). В этом сегменте на российском рынке по франшизе развиваются сети магазинов «Пив&Ко», торгующие не только пивом, но и продуктами первой необходимости, а также сети магазинов разливных напитков, такие как «Гаражи», «BeerGarage» (франчайзер также развивает бренд «Первый пенный»), «Хмель и солод», «Старый приятель» и др. Открытие такого магазина обойдётся в среднем в 1,5 миллиона рублей без паушального взноса. Сумма инвестиций включает аренду помещения и стоимость товарной закупки.
Франшизы аптеки
Открытием аптеки по франшизе за минувший год интересовались почти 54 тысячи раз, и можно сказать, что этот спрос не удовлетворен. В России по франшизе развивается достаточно мало аптечных сетей, в том числе «Аптека #1», «Сельская аптека», «Клеверфарм», Eapteka.ru, «Столичные аптеки» и один из лидеров рынка «Ригла» (предлагает открывать аптеки как под своим брендом, так и под вывеской «Будь здоров»). Также франшиза есть у сети «Советская аптека», информацию о ней в месяц запрашивают около 560 раз.
Читайте также: «Советские аптеки» и «Ригла» увеличили продажи более чем на 10% >>>
Впрочем, крупнейшие из перечисленных франчайзеров предпочитают переводить под свой бренд уже действующие аптеки в регионах, иногда речь идёт о целых сетях. Если же говорить об открытии бизнеса по франшизе аптеки «с нуля», то примерный объём инвестиций в одну точку составляет не менее 1,5 миллиона рублей без учета паушального взноса и товарной закупки.
Франшизы магазина одежды
Интерес со стороны потенциальных инвесторов к сегменту фэшн-ретейла не снижается. Франшизой одежды за год интересовались 48 тысяч раз, причем первыми по популярности стали франшизы магазинов детской одежды, вторыми с большим отрывом (втрое меньше запросов в месяц) — женской.
Cитуация в одежном франчайзинге, как и в одежном ретейле в целом, в России неоднозначная. Многие иностранные бренды за этот год сократили свое присутствие в России либо вовсе ушли с нашего рынка. В то время как российские компании, наоборот, проявили активный интерес к развитию по модели франчайзинга.
Например, польский фэшн-франчайзер LPP, развивавший до недавних пор по франшизе бренды Mohito, Sinsay, Cropp, House и Reserved, принял решение отказаться от франчайзинга и открывать исключительно собственные магазины. Это при том, что совокупно покупкой франшизы перечисленных брендов в России за год интересовались около 4500 раз.
А вот в Melon Fashion Group, которая развивает в России марки befree, Zarina, Love Republic и с недавних пор Sela, рассказали о том, что все бренды под управлением группы по-прежнему масштабируются по франшизе и работают в этом направлении довольно успешно. «Позитивные результаты данного канала напрямую связаны с тем, что каждый бренд имеет четкую концепцию и позиционирование», — отмечают в пресс-службе MFG. Открытие по франшизе, например, befree, обойдётся недёшево — минимальные стартовые инвестиции в магазин составляют от 3,9 до 12,6 миллионов рублей в зависимости от формата и площади магазина. Судя по статистике, информацию о франшизах перечисленных брендов за год искали примерно 1200 раз.
Кроме того, российские фэшн-ретейлеры осваивают схему рефранчайзинга, то есть передачу собственных магазинов под управление франчайзи. Среди них, например, сеть магазинов колготок и нижнего белья «Стильпарк».
В целом, при наличии явного интереса потенциальных франчайзи к франшизе магазина одежды, предложение на данном рынке все ещё достаточно скудное. Это подтвердил опрос среди предпринимателей, заинтересованных в покупке франшизы, проведенный компанией EMTG осенью 2019-го года: многие из них отмечали, что в России представлено слишком мало франчайзеров, работающих в сфере одежного ретейла.
Интересно, то на этом фоне сохраняется высокий запрос на несуществующие франшизы в сегменте fashion-ретейла. По-прежнему среди лидеров по популярности остается франшиза испанского бренда ZARA, который не развивается в России по франшизе. Ещё одна сеть, не продающая франшизу, но пользующаяся неугасающей популярностью среди искателей франшиз в интернете — «Спортмастер». Под этим брендом по франшизе открыться нельзя, однако одноименная группа компаний ведет пять франчайзинговых проектов — Columbia, Sportlandia, Skechers, Weekender, New Era.
* При подсчете не учитывались запросы на франшизы конкретных брендов. Об объёме спроса на франшизы в сфере услуг и HoReCa читайте в следующих материалах Buybrand.ru.