Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Торгуют все!

06.12.2010
5732
Пройдя через кризис, бизнес осторожничает. Еще пару лет назад высшей премудростью казалось агрессивное развитие на заёмных средствах с чередой перекредитований под залог всё новых активов. Ныне бизнесмены больше тянутся к надежным и предсказуемым партнёрским схемам, в том числе франчайзинговым. Во франшизные пакеты расфасовываются всё новые куски глобальной экономики. В США целые отрасли уже сейчас базируются на малых предприятиях, встроенных в сети мажоров.

Пройдя через кризис, бизнес осторожничает. Еще пару лет назад высшей премудростью казалось агрессивное развитие на заёмных средствах с чередой перекредитований под залог всё новых активов. Ныне бизнесмены больше тянутся к надежным и предсказуемым партнёрским схемам, в том числе франчайзинговым. Во франшизные пакеты расфасовываются всё новые куски глобальной экономики.


В США целые отрасли уже сейчас базируются на малых предприятиях, встроенных в сети мажоров. Подобный тренд пробивает себе дорогу и в России, где идёт укрупнение и перегруппировка собственности. Как считает Сергей Амбросов, директор департамента регионального развития и франчайзинга ООО «Инвитро», сегодня многие владельцы небольших компаний хотят примкнуть к крупным сетям, чтобы обезопасить себя от жёсткой и часто недобросовестной конкуренции. Примечательный итог: в некоторых отраслях отмечен двукратный рост количества франчайзи в сравнении с докризисным уровнем. Во всяком случае такие данные приводит исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. Но этот процесс неоднозначен: есть сети, где произошёл массовый падёж точек.


Шаг в сторону


В России тяга к ритейлу в целом и франчайзингу в частности проявляется даже у весьма крупных корпораций с профильным бизнесом в девелоперской и строительной сферах. Уход с рынка части профессиональных fashion-ритейлеров, в том числе работавших в среднем сегменте, усиливает этот тренд. Закрылись магазины Sprandi, BiBelots, cеть универмагов Plato. Sport and Fashion Group прикрыла более 10 своих точек Reebok. Как видим, ушедших с рынка нельзя отнести к мелкому бизнесу.


В такой неравновесной ситуации собственные торговые площади оказались весьма подходящей средой для конвергенции разнородных бизнесов. Девелоперов тянет в B2C, правда, не у всех получается. Они создают собственные ритейловые бренды и специализированные компании в рамках холдингов. На фоне профильного бизнеса эта активность часто выглядит «игрушечной», но есть и пример группы компаний «Ташир», где в сетевой ритейл играют давно и не по-детски.


В целом «девелоперский ритейл» можно отнести к специфике российской коммерции. Как полагает вице-президент «Ташира» Виталий Ефимкин, это – нормальное явление для России, розничные рынки которой недостаточно развиты. На Западе же девелопер не то что розницей, но даже строительством и управлением ТЦ не занимается.


Первые решения девелоперов об освоении несвойственной им работы с конечными потребителями относятся преимущественно к 2004 году. Сейчас рассматриваемый нами тренд находится на динамичной стадии, хотя есть примеры, когда девелоперы ограничивают уже наработанный ритейл. Выход за рамки традиционного формата В2В позволяет им повысить и разнообразить доходы за счёт торговой дельты, сформировать пул качественных изначальных арендаторов при запуске новых объектов, «заселить» ТЦ в небольших городах, куда трудно завести федеральные сети. Помимо уменьшения строительных рисков, диверсификации деятельности и роста общей капитализации группы, симбиоз девелопмента с ритейлом дает возможность привлечь в собственные ТЦ дополнительные потоки покупателей благодаря оптимизации соотношения цена/качество.


Выделю четыре наиболее освоенных направлений работы девелоперских компаний с конечными потребителями: кинопоказ и фаст-фуд (безусловные лидеры девелоперских предпочтений), одежная розница, оздоровительно-косметические услуги (фитнес, SPA-салоны). Есть также масштабные, но одиночные сетевые проекты в формате DIY (Do it yourself – предметы для дома) и продовольственных универсамов. Большая часть ритейловых проектов запускается под свои ТЦ с дальним прицелом на чужие. Как бы там ни было в будущем, практически все бренды изначально задумываются как общефедеральные: лишь широко закинутые сети дают значимый для крупного девелопера доход.


Активисты ритейла


Однако очертим круг «активистов» девелоперской розницы. Несомненный лидер – упомянутая ГК «Ташир» (27 ритейловых проектов). В компании с ним: DVI Group; ГК «Регионы»; ROSS Group.


В отдельную категорию выделим ГК «Корстон» и питерский «Адамант», поскольку их бизнес изначально создавался как диверсифицированный, в котором девелоперство и розница всегда сосуществовали на равных. В текущем году ГК «Адамант» вела длительные и пока безрезультатные переговоры о покупке франшизы на фастфуд «Бургер Кинг».


Главные интересы группы компаний «Ташир» (принадлежит выходцам из Армении, президент – Самвел Карапетян) сосредоточены в девелопменте, строительстве и эксплуатации своих ТРЦ. Надо сказать, что для серьёзного ритейла у ГК есть конкурентные преимущества. Ей принадлежат 15 действующих ТРЦ, среди них крупнейший молл столицы (220 тыс. кв. м). На данный момент в стадии строительства находятся еще 8 ТРЦ и 13 проектируются. Располагая гигантскими торговыми площадями, «Ташир» запустил десятки ритейловых проектов пока без захода на чужие площадки.


Практически все проекты одёжной розницы – собственные и франчайзинговые – контролирует входящая в группу Самвела Карапетяна компания «Модный альянс». Она совсем недавно приобрела эксклюзивную франшизу на открытие магазинов британской (точнее шотландской) марки Quiz в среднем ценовом сегменте женской одежды, обуви и аксессуаров. В течение полутора лет ГК «Ташир», легко соблазнившая Quiz наличием собственных ТЦ по всей стране, намерена открыть восемь бутиков в РФ и протянуть фирменную сеть в Армению, Белоруссию, Украину.


Где-то с конца 2011 года «Ташир» планирует приступить к продажам франшиз Quiz. В целом открытие монобрендового магазина средней площадью 150-200 кв. м обойдется владельцу в сумму около 5 млн руб.


По словам директора по внешним связям ГК «Ташир» Ирины Каграмановой, роль одежного франчайзи здесь примерили на себя не из присущего многим стремления к диверсификации, в том числе посткризисной. Главный мотив в том, что западные бренды самостоятельно не идут в Калугу, Тулу, Орёл и другие относительно небольшие города, где присутствуют ташировские ТЦ. По словам г-жи Каграмановой, «нам необходимо наполнить региональные ТЦ известными марками, а для Москвы желательны новые бренды». До вышеупомянутой британской марки, «Ташир» уже имел франчайзинговые лицензии с часто обновляемыми коллекциями демократических ценовых сегментов: Sela, Flo & Jo, Incanto, Lo, Best Mountain, «Спортландия» (см. схему).


Ирина Каграманова утверждает, что в кризис ГК «Ташир» не только не столкнулась с проблемами, но стремительно увеличила портфель проектов. Всего группа закрыла сделки по восьми объектам недвижимости и инвестирует в них свыше $1 млрд (инвестиции в покупку и строительство проектов).


Такое развитие в условиях кризиса, по мнению директора по внешним связям, обусловлено консервативной стратегией развития бизнеса, которой придерживается «Ташир». «Мы вошли в кризис без «коротких» кредитов. В целом долговая нагрузка была незначительной и составляла на тот момент 225 млн долларов. Кроме того, был сформирован достаточный cash flow от торговых центров, который надо было реинвестировать» – поясняет г-жа Каграманова.


Начиная со второй половины 2008 года, холдинг приобрел несколько ТЦ, которые сегодня работают под брендом «РИО» (на Ленинградском шоссе и в Реутове), а также строящийся комплекс на Ленинском проспекте. В целом сеть ТРЦ, принадлежащих группе выросла за два кризисных года с 6-ти до 15 центров, а доля ритейла в структуре бизнеса «Ташира» по предварительным итогам 2010 года увеличилась еще на 6% по отношению к прошлогодним показателям. И, видимо, эта доля ещё расширится в следующем году, так как в планах компании открытие в 2011 году новых «РИО» в Ярославле, Вологде, Санкт-Петербурге, Орле и Саранске. Столь бурное развитие, как утверждает Ирина Каграманова, пока не оставляет группе компаний возможностей инициировать свои франчайзинговые системы (на базе собственные ритейловых проектов).


Надо сказать, что у «Ташира» был и неудачный опыт лицензионного бизнеса – с Quick – французской империей фаст-фуда (своего рода галльский вариант McDonald’s). Партнёрство в России шло на равных через создание СП «Quick Россия» (50:50). Года полтора назад я беседовал с его гендиректором Константином Солдатенковым. Тогда всё казалось «супер». Было целых три формата – на все случаи жизни: точки на фуд-кортах (140 кв. м), Quick-авто (400 кв. м) и отдельно стоящие рестораны (300-400 кв. м). Первые рестораны под брендом Quick появились в собственных ТРЦ – «РИО» в Москве и Ярославле, «Парадиз» в Туле. По словам г-на Солдатенкова, «Quick Россия» собиралась открыть свои точки и на «независимых» от «Ташира» фуд-кортах – например, в открывавшемся в Москве ТЦ «Принц Плаза». Сеть должна была ежегодно прирастать на 20 разноформатных единиц в различных регионах при ежегодных инвестициях в 20 млн долларов. Но паритет партнеров, как ни странно, фактически сгубил многообещающее начинание: в случае разногласий ни одна из сторон не могла провести своё решение. А разногласия таки возникли вокруг рекламной подачи бренда россиянам. Французы хотели оставить в неприкосновенности всю промо-кампанию, без адаптации к нашему рынку. Кончилось тем, что «Ташир» счел за лучшее продать французам свою «половину», и дела встали.


У другого упомянутого в начале крупного девелопера – DVI Group – розница была представлена двумя фирмами с красноречивыми названиями: DVI Retail и DVI Cinema. Арендные ставки для «своих» были такие же, как у независимых арендаторов, но «своим» давали лучшие места.


В 2007-2008 году компания рассматривала франчайзинг как одно из возможных направлений для диверсификации бизнеса. По словам руководителя отдела брокериджа DVI Real Estate Вячеслава Гурова, были получены неплохие результаты развития сетей OGGI, Adilisik (турецкая марка) в Перми и Ижевске.


И всё же кризис отразился на не слишком окрепшей одёжной рознице, и в 2008 году компания приняла решение уйти из этой сферы и сосредоточить усилия на тогда новом направлении – развитии собственной сети киноцентров «РоликС». Надо сказать, что почти все девелоперы, выбравшие для себя лишь одно ритейловое направление, сделали ставку именно на кинопрокат.


«Мы рассматриваем разработку франшизного пакета киноцентров «РоликС», как одно из возможных направлений развития DVI Cinema, – рассказывает Вячеслав Гуров. – Сейчас проводим ребрендинг кинотеатров сети «РоликС», на 2011 год запланированы активная рекламная и пиар-кампании, направленные на узнаваемость бренда в бизнес-среде и среди прямых потребителей».


Еще до кризиса DVI Cinema обзавелась кинотеатрами в регионах. Мультиплексы появились в «своих» и «чужых» точках: в Пензе, Саратове (7 залов), Люберцах (6 залов), Электростали (6 залов), Екатеринбурге (9 залов), Чайковском (5 залов) и других местах. Плановый оборот среднего (5-6-зального мультиплекса) в 2009 году составлял 96 млн руб.


В целом DVI Cinema заметно приблизилась к ведущим игрокам кинорынка. Во многом это стало возможным благодаря масштабному финансированию.


Розничному примеру девелоперов следуют и поставщики-производители стройматериалов, которые даже более склонны к созданию собственных франчайзинговых систем. Так, строительный торговый дом (СТД) «Петрович» рассматривает возможность запуска в 2011 году франшизы одного из своих розничных проектов – сети строительных баз «Уровень». По словам исполнительного директора СТД Виктора Адамова, в следующем году по франшизе будет заключен договор с одним или двумя партнерами – соответственно пока на один-два объекта. «В дальнейшем планируем иметь около 20 франчайзинговых партнеров», – добавил оптимистичный исполнительный директор. По франчайзингу сеть будет развиваться в Ленобласти, в самом городе она предпочитает открывать собственные объекты.


Также в будущем году предложить франчайзинговый продукт собралась «Корпорация СБР», управляющая DIY-оператором «Метрика». «В бизнесе, связанном со строительными материалами, закупки являются одной из ключевых компетенций, – считает гендиректор «Корпорации СБР» Алексей Иовлев. – Закупки в DIY даже более важны, чем в продуктовом ритейле. Поэтому предложить закупочные мощности сети франчайзинговым партнерам будет правильным решением для развития бизнеса». Детали проекта пока не раскрываются.


Что касается ООО «СТД «Петрович», то оно включает в себя 11 строительных баз, два офиса продаж и три магазина cash and carry, одну базу «Уровень», металлобазу и производственные площадки.


В свою очередь «Метрика» управляется ООО «Стройформат» (входит в структуру «Корпорации СБР») и на сегодняшний день насчитывает около 30 гипермаркетов и супермаркетов в Северо-Западном регионе. Сеть DIY-магазинов «Метрика» была создана «Корпорацией СБР».


Оба строительных поставщика почувствовали, что их бизнес достаточно развит, технически и юридически прописан в соответствующих документах, известен и привлекателен среди субъектов рынка. Так почему не попытать счастья в партнерском бизнесе под собственной вывеской?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментарий эксперта


Специально для BUYBRAND Inform ситуацию комментирует Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости ведущей консалтинговой компании Colliers International:


В принципе, переход в розницу нетипичен для российских девелоперов. Конечно же, есть исключения. Как правило, и ритейлом и девелопментом занимаются большие розничные сети - гипермаркеты. Так, например, в группе компаний Auchan существует девелоперская структура Immochan, которая занимается строительством торговых центров. Томская сеть гипермаркетов «Фуд Сити» и московский Мосмарт также занимаются девелоперской деятельностью. X-5 Retail Group («Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») строит ТЦ, которые затем сдает в аренду, развивается и по франчайзингу.


Что касается ритейла в сегменте одежды и обуви, то, как правило, девелоперы приобретают франшизы по двум причинам – диверсификация бизнеса или невозможность привлечь в торговый центр те или иные федеральные и международные марки. В таком случае купленные франшизы помогают решить проблему заполнения ТЦ и привлечения интересных брендов. Особенно остро эта проблема чувствовалась во время кризиса в регионах.


Есть еще одна тенденция – ритейлеры идущие в девеломпент. Так, группа компаний Weda Fashion Group в Екатеринбурге, держатель порядка двадцати брендов люксового сегмента и среднего ценового уровня, строит вторую очередь торгового центра «Покровский Пассаж» (в Екатеринбурге), имея одноименный ТЦ в Челябинске.


Еще один пример: финский ритейлер Stockmann открыл в ноябре текущего года первый торговый комплекс «Невский Центр» в Санкт-Петербурге. Общая площадь магазина составляет – 100 тыс. кв.м., торговая – 42,7 тыс. кв.м.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий