Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Дезактивация малого бизнеса

19.09.2013
5303
Франчайзинг по большей части в своем развитии опирается на малое предпринимательство . А на сегодняшний день в России общественный институт малого предпринимательства деградирует. Быть сегодня в Росси малым предпринимателем очень тяжело.


Алексей КАБАНОВ, консультант по франчайзингу

Франчайзинг по большей части в своем развитии опирается на малое предпринимательство[1]. А на сегодняшний день в России общественный институт малого предпринимательства деградирует. Быть сегодня в Росси малым предпринимателем очень тяжело.

Что было

В советское время предпринимателей называли спекулянтами, фарцовщиками и цеховиками, сажали в тюрьму, выжигая дух предпринимательства из национального сознания. В 90-е годы активная часть населения, как известно, занялась предпринимательством. Вначале быть предпринимателем, также как и говорить правду, было легко и приятно. Рынки были пустыми как от продавцов, так и от товаров. Любой мало-мальски активный человек мог легко занять тепленькое местечко под солнцем. Правда, если в гости приходили крепкие ребята в спортивных костюмах, то тепленькое местечко разогревалось до температуры утюга или паяльника. Но в любом случае деньги делались быстро и легко (гораздо сложнее их было удержать). Дух предпринимательства стал возрождаться.

Однако малое предпринимательство – нежная, хрупкая субстанция, и для него нужны благоприятные условия. Наше же государство все 2000-е было озабочено глобальным переделом финансовых и природных ресурсов и не обращало внимания на малый бизнес. А когда обратило, стало осуществлять поддержку так неуклюже, что лучше бы оно этого не делало вообще. В итоге сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВВП России, по разным оценкам составляет 20-25% и последние несколько лет наблюдается отрицательная динамика. Этот же показатель в развитых капиталистических странах доходит до 80%: в США примерно 50%, в ЕС – 50-70%, в Япония – 80%. Причем

Что имеем

Предпринимательская активность снижается, и я опасаюсь, что это негативно скажется на российском франчайзинге. По моим наблюдениям, многие российские франчайзинговые сети развились путем распространения своих брендов на бизнесы (перевода под свой бренд) тех предпринимателей, которые начинали свою деятельность еще в 90-е. Т. е. франшизу покупал опытный бизнесмен , у которого уже был бизнес до покупки франшизы. Он покупал франшизу и либо переводил уже работающий бизнес под известный бренд, либо открывал дополнительную точку продаж. Начинающих предпринимателей, для которых открытие бизнеса по франшизе, было первым предпринимательским опытом как тогда, так и сейчас всегда было мало. Таким образом, многие торговые сети развивались, используя предпринимательский ресурс, заложенный в нашу экономику всплеском «рождаемости» предпринимателей, произошедший в 90-е годы.

Однако складывается ситуация, когда этот ресурс вырабатывается. Часть бизнесов выросла из «малопредпринимательских» штанишек и франчайзинг перестал их устраивать. Часть уже работает под какой-то франшизой. Часть бизнесов сошло с дистанции, не выдержав испытания временем и/или возрастающей конкуренцией. И для того, чтобы восполнить эту выработку на смену вышедшим из строя предпринимателям должны приходить новые. Однако, скорость прироста новых предпринимателей такова, что этот прирост не способен восполнить упомянутую выработку. Это может привести к замедлению темпов развития франчайзинга в России.

Ах, отчего же так?

Когда я говорю о возможном снижении темпов развития франчайзинга в России, я говорю не о снижении предложения, предложение франшиз как раз растет. Я говорю о снижении спроса вызванном уменьшением количества предпринимателей. Все меньше и меньше людей хочет стать ими, потому что владеть и управлять сегодня собственным малым предприятием вообще и франчайзинговым в частности хлопотно и не прибыльно. Дело в том, что тот доход, который может получать владелец малого бизнеса воспринимается потенциальными бизнесменами как неадекватный риску и «геморрою», которые имеют предприниматели в России. Другими словами забот и затрат (в том числе времени и энергии) много, а денег не очень. Владелец малого бизнеса и жнец, и кузнец и на дуде игрец, а зарабатывает либо как жнец, либо как кузнец, либо как на дуде игрец. И ради чего все это начинать?

Я неоднократно был свидетелем того, как застывали в недоумении глаза потенциального бизнесмена, после того как в результате экономического просчета будущего бизнеса он видел величину возможной прибыли. В таких ситуациях, после нескольких минут молчания, люди обычно говорят, что овчинка не стоит выделки. Одни говорят, что они и сейчас, работая по найму, имеют сопоставимый доход, а другие, что возможный доход привлекателен по абсолютной величине, но не соответствует тем хлопотам и риску, которые несет в себе малый бизнес.

И вообще не тот нынче пошел предприниматель. Бурный экономический рост в 2000-х, на фоне дефицита кадров внес неожиданный «вклад» в формирование класса предпринимателей. Вместо того, чтобы соблазниться реальным предпринимательством и пополнить редеющие ряды бизнесменов, бОльшая часть активного населения соблазнилась «предпринимательством» на госслужбе, гигантскими откатами, и не менее гигантскими окладами (особенно в конце 2000-х). А бурное потребительское кредитование и связанная с этим красивая жизнь, дополнительно сковало предпринимательскую волю. Отсюда и вытекает оценка сегодняшнего предпринимательского дохода как не привлекательного.

Помимо этого, характеризуя сегодняшний предпринимательский ресурс, можно отметить изменение мотивации многих сегодняшних предпринимателей. Большая их часть сейчас движима не «достижительной», а «избегательной» мотивацией. Другими словами они хотят стать предпринимателями не потому что стремятся чего-то достичь, а потому что хотят от чего-то избавиться. Например, избавиться от вредного начальника и необходимости каждый день ходить на работу. Кстати, многие из тех, кто еще никак не касался темы малого бизнеса, полагают, что, открыв свой магазин, они смогут не ходить на работу. Я как человек, который владел и управлял малым бизнесом, могу это подтвердить: действительно на работу ходить не надо. Но только потому, что ты с работы никогда не уходишь, ты всегда на работе: и днем и ночью, и в выходные и в отпуске.

Вот и получается что то активное население, которое мы сегодня имеем, не готово к взрослой предпринимательской жизни.

Вас ис дас франчайзинг?

И тут бы как раз прийти франчайзингу на помощь малому бизнесу, слиться с ним экстазе и наплодить ораву малых предприятий. Но, на мой взгляд, франчайзинг не всегда может помочь в таких ситуациях, потому что, часто незначительно снижая риск, он ещё больше уменьшает доход предпринимателя. Объясню в чем тут дело. Теория франчайзинга такова: франчайзер предоставляет своему партнеру проверенную бизнес-модель, а франчайзи внедряет ее в жизнь. Полученная в результате прибыль определенным образом распределяется между ними. За счет того, что франчайзи запускает апробированную бизнес-модель его риски снижаются. Это теория. А практика такова, что далеко не все франчайзеры могут предоставить своему партнеру именно проверенную модель ведения бизнеса. Зачастую франшиза продаётся сырой и доводится франчайзером до ума в ходе франчайзингового сотрудничества. Это значит, что риски франчайзи нисколько не снижаются. На него помимо рисков связанных с ведением дел в конечной точке продаж, ложатся еще и риски по созданию и проверке работающей бизнес-модели. При этом, как я уже говорил, прибыль, зарабатываемая совместным бизнесом распределяется между партнерами. И распределяется она так, что франчайзи может заработать или «уйти в минус». А вот франчайзер зарабатывает всегда.

Рассмотрим приблизительную структуру расходов и доходов, выраженных в процентах от оборота на примере франчайзингового магазина одежды.

Магазин одежды

Оборот

100%

Себестоимость проданных товаров           

55% (58-53%)   

Валовая маржа

45% (42-47%)

Аренда

20% (17-23%)

Фонд заработной платы

10% (8-12%)

Налоги

6%

Прочие расходы

4% (3-5%)

Прибыль

~5%

Из приведенных данных видно, что заработать для франчайзи на этом бизнесе не так просто. Чтобы заработать придется ему либо очень сильно постараться и сократить переменные расходы, либо увеличить оборот настолько чтобы доля постоянных издержек в обороте снизилась. Если действовать по первому сценарию, то можно попытаться увеличить валовую маржу (т. е. сократить долю себестоимости проданных товаров в обороте). Для этого необходимо продавать больше товаров в «высокий» сезон с большой наценкой и меньше товаров в сезон распродаж с минимальной наценкой. Но тут есть одна заковыка: если бы это можно было сделать так же легко, как сказать, то все были бы уже миллионерами. Можно еще попытаться сократить расходы на зарплату и прочие расходы. Но здесь необходимо действовать очень осмотрительно. Обычно сокращение расходов на зарплату приводит к текучке кадров и увеличению недостач, увеличивая при этом так называемые прочие расходы. Если же не уменьшая расходов на зарплату уменьшать прочие расходы, можно столкнуться с ситуацией, когда лампочки в зале не горят, бумаги для принтера нет, пакеты для упаковки товаров закончились и т. п.

Сократить арендную плату обычно очень тяжело. Об этом надо было думать до заключения договора аренды. Если пытаться оценить эффективность второго сценария, то нужно сказать, что, как правило, по системе франчайзинга развиваются такие бизнесы, в которых местоположение торговой точки предопределяет максимальный объём продаж. Поэтому после начала работы остается не так уж много способов повышения продаж: работа с ассортиментом, мотивация персонала, реклама и программы лояльности. К сожалению, эффективность последних двух методов последнее время постоянно снижается.

Но в любом случае, как бы предприниматель не действовал, по первому сценарию или по второму, в любом случае речь идёт о заработке нескольких процентов от оборота. Доход же франчайзера включен в стоимость товаров поставляемых франчайзи и составляет не менее 15% от оборота франчайзи. Таким образом, получается, что бОльшая часть рисков аккумулируется в конечной точке продаж принадлежащей франчайзи, а бОльшая часть прибыли оседает в кармане франчайзера. Это и приводит к тому, что сложившееся соотношение возможной прибыли и существующих рисков воспринимаются потенциальными франчайзи как не привлекательное.

Что делать?

Таким образом складывается ситуация, когда франчайзинг утрачивает основу, на которую он опирается. Препятствовать этому можно лишь добиваясь «ввода в строй» новых предпринимателей. А привлечь их можно, изменив сложившийся баланс рисков и доходов. По моему мнению, добиться этого можно двумя способами. Первый заключается в том, чтобы снизить риски потенциальных франчайзи за счет предоставления им более достоверной, чем сейчас информации о привлекательности франшиз. Сейчас же потенциальные франчайзи вынуждены принимать решения, опираясь фактически на рекламные материалы, имеющие мало общего с реальностью. Второй способ это повысить доходы франчайзи за счет уменьшения доходов франчайзера. Другими словами повысить маржу франчайзи за счет снижения маржи франчайзера.

Оба способа находятся в руках франчайзеров. И я думаю, что увеличивающееся предложение франшиз заставит франчайзеров действовать именно так.



[1] Франчайзинг может развиваться еще и за счет профессиональных инвесторов, но они менее эффективны и поэтому их роль в развитии франчайзинга менее значительна.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий