Уроки для России
С приходом третьего тысячелетия Республика Казахстан (РК) во все большей степени становится перекрестком удивительно разных миров. Скромный город целинников вдруг обернулся Астаной с ее роскошными офисами для власти и бизнеса, а Великая степь оказалась единственным местом на планете, где сходятся исламская, китайская и православная цивилизации, не говоря уже о европейском и азиатском менталитетах или геополитических и энергетических интересах ведущих игроков в глобальные шахматы.
Внешнеполитический и инвестиционный имидж Казахстана «хорошеет» на глазах, хотя и ощутимо подпорчен коррупцией и клановостью элит. Что касается инвестиционной привлекательности, то тут всё дело в «лёгкости» налогообложения, причём в сравнении не только с Россией. По данным руководителя ФТС РФ Андрея Бельянинова, в условиях трёхстороннего Таможенного союза немало участников внешнеэкономической деятельности переводят свой бизнес из РФ в РК именно из-за налоговых контрастов. С 2010 года средний бизнес из регионов РФ стал перемещаться в Казахстан. Минфин приводит данные о 400 компаниях с российским участием, которые только с начала года переселились под казахстанскую юрисдикцию, сообщили в РСПП.
Чего много говорить – сравним налоговую нагрузку в двух странах. НДС в РФ составляет 18%, в РК – 14% и ожидается снижение до 11%; индивидуальный подоходный налог в Казахстане – 10%, в РФ - 13%. Социальный налог – 11% в РК, в то время как в РФ действует регрессивная шкала ЕСН с максимальной ставкой в 34%. Корпоративный подоходный налог в Казахстане равен 15%, российский же налог-аналог на прибыль – свыше 20%. К тому же средняя цена на большинство видов энергоресурсов в Казахстане минимум на 15% ниже, чем в большинстве российских регионов. Ниже и транспортные тарифы.
Да, просвещенному монарху Нурсултану Назарбаеву (несомненно, казахстанский бренд №1) удаются удивительные вещи. Так, Казахстан относительно легко прошёл мировой финансовый кризис, сохранил отличные отношения одновременно со всеми центрами политической силы и экономической мощи: с Пекином, Москвой, Вашингтоном и Брюсселем (в смысле НАТО и Евросоюза). Многовекторность Астаны – это продуманное стремление к диверсификации партнёров и минимизации внешних рисков, к сотрудничеству на равных с гигантами мира сего.
Превращение некогда «медвежьего угла» в оживленный перекресток миров заметно отразилось на умонастроениях и устремлениях правящего класса. Страны стала напористой и амбициозной. Повысилась, порой чрезмерно, обгоняя время, самооценка Астаны, которая хочет верить, что сейчас ее «любят» не только за богатое «сырьевое приданное», но и за широту политических взглядов и экономические чудеса. Аж дух захватывает от мирового значения страны с 15-миллионным населением, наличие демократии в которой является пока спорным моментом. Но складывается впечатление, что по властным коридорам Астаны ныне гуляют ветры перемен, предвестники трансферта власти от президента парламенту.
Если проанализировать выступления президента РК и других казахстанских политиков, можно сделать сталинский вывод: головокружение от успехов. Политическая элита, к примеру, серьезно увлеклась весьма затратными «глобальными» идеями. Самые упоминаемые из них следующие:
- Астана должна стать духовной столицей евразийского объединения, а Алматы – первоклассным финансовым центром.
- Привести Казахстан в течение 10 лет в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира.
- Казахстан – региональный лидер, который «поведет» за собой не только Таджикистан с Киргизией, но и самодостаточный Узбекистан и даже истерзанный Афганистан.
- Соединенные Штаты как мировой лидер высоко оценивают политические достижения РК. На самом деле не стоит переоценивать комплименты высокопоставленных гостей, чьи слова – лишь часть сложной «дипломатической» игры, в том числе за каспийские углеводороды.
В действительности РК испытывает серьезное давление со стороны США и ЕС, которые, естественно, лоббируют в стране свои экономические и политические интересы.
О франчайзинге
Можно с уверенностью утверждать, что Казахстан является лидером франчайзингового бизнеса в Центральной Азии. Здесь, по данным гендиректора Агентства по франчайзингу РК Вячеслава Сидельникова (устроитель выставки), действуют 350 иностранных брендов и всего 25 отечественных. Но общие цифры роста впечатляют. Если в 2007 году оборот франчайзингового сектора, по информации Центральноазиатской новостной службы A-NEWS, составлял $500 млн в год, то сейчас эта цифра достигла $1 млрд. В период бурного роста с 2003 по 2007 год количество франчайзинговых систем подскочило почти в 2,5 раза. Если сравнивать с Россией (а у нас вообще нет даже примерной статистики франчайзингового оборота), можно ориентироваться на исследование этого сектора компанией E.M.T.G. – её специалисты по опросным листам насчитали в РФ 547 франчайзинговых систем.
В РК рассматриваемая сфера регулируется Законом о комплексной предпринимательской лицензии/франчайзинге от 2002 года. Остаётся в силе
глава 45 ГК РК от 1999 года, которая также регулирует франчайзинг, действует Закон о товарных знаках. Запланировано на ближайшее время открытие национального центра развития франчайзинга при фонде развития предпринимательства «Даму», который объявил о приоритете на кредитование франчайзинговых отношений. Основная миссия будущего центра, как пояснили в фонде, заключается в выработке рекомендаций по развитию малого и среднего бизнеса по франчайзингу и информационно-консалтинговое содействие участникам франчайзинговых отношений. По словам заместителя председателя правления фонда Аскара Есимова, в Казахстане доля франчайзинговых отношений в объеме малого и среднего бизнеса составляет 3,5% (во многих развитых странах этот показатель достигает 50%). В фонде надеются довести этот показатель до 6%.
Делая экскурс в историю, отметим, что франчайзинг в РК стартовал в 1994 году с появлением завода Coca-Cola (по сублицензии лицензиара Coca-Cola Turkey) и гостиницы «Рахат Палас», вошедшей в отельную сеть франчайзингового бренда Hayatt Regency. Специальный проект по развитию франчайзинга в стране с 2002 по 2006 год финансировало USAID (US Agency for international development).
К проблемам франчайзинговой сферы следует отнести:
- Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору;
- Недостаточная защита интеллектуальной собственности;
- Ограниченность доступа предпринимателей к долгосрочным кредитам;
- Непрозрачность местного предпринимательства;
- Слабая информированность о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательства;
- Гиперинфляционный рост цен на недвижимость и, соответственно, арендных ставок в результате огромного наплыва денежной массы. Из-за этого открытие франчайзинговой точки часто становится нерентабельным делом. В стране накопилась огромная денежная масса при остром дефиците рентабельных объектов инвестирования. Как видим, всё до боли знакомо.
К особенностям местного рынка франчайзинга следует отнести:
- Сублицензионность. Глобальные франчайзеры не торопятся работать здесь напрямую, очень мало прямых отношений «франчайзер – франчайзи». Глобальные франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через своих российских и турецких мастер-франчайзи. Зарегистрированные в РК компании, таким образом, следует для точности именовать субфранчайзи (сублицензиаты). Причин такого положения много: распространенность русского языка и схожесть местных потребительских привычек с российскими, когда франшиза пришедшая из России не требует особой адаптации; малая плотность населения, фрагментарность и удалённость рынков сбыта; слабая активность местных предпринимателей на международной франчайзинговой арене.
- Неразвитость внутристрановой миграции франчайзинга, слабое взаимодействие между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Компании любому франчайзингу предпочитают филиальную форму развития в регионах.
- Как и в России, редко встречается производственный франчайзинг. В качестве такого редкого исключения можно привести пример карагандинского предпринимателя, который приобрел американскую франшизу Tiffany Marble для производства изделий из литого камня для кухонных гарнитуров, наружной отделки домов, разных видов кафеля.
Тем, кто присматривается к партнёрскому бизнесу на просторах Великой степи, будет полезно ознакомиться с рядом специализированных и неспециализированных институтов, способствующими развитию франчайзинговых отношений в Казахстане. Среди них:
- Национальный Институт интеллектуальной собственности (Казпатент). Основная миссия: регулирование оборота товарных знаков и регистрация франчайзинговых договоров.
- Центрально-Азиатское агентство по развитию франчайзинга (CAFLA). Основная миссия: бесплатные консультации предпринимателей по вопросам франчайзинга и лицензирования.
- Вышеупомянутый довольно активный Фонд развития малого предпринимательства «Даму». Основная миссия в плане франчайзинга: льготное кредитование предпринимателей на покупку франшизы.
- Независимая ассоциация предпринимателей (НАП). Основная миссия: развитие франчайзинга, организация выставок в регионе, проведение семинаров.